История Даугавпилса
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история да угавпилса

В составе Ливонии

Костёл Святого Петра

Старый Динабург (сейчас Вецпилс, Науенская волость, в наши дни в 1996 году на городище установлен макет замка) был построен меченосцами в 1205 году на берегу реки Двины, в 19 км вверх по течению от нынешнего города. В 1277 году («Военная энциклопедия») магистр Ливонского ордена барона Эрнст фон Ратцебург поставил новый каменный замок Динабург, который стал центром комтурии (там был размещён гарнизон во главе с комтуром)[1].

Замок стал важным опорным пунктом в борьбе Ордена с Литвой и русскими княжествами. Вскоре после основания нового замка литовский князь Трейден осаждал его несколько недель, с применением 4 камнемётных машин, однако проломить стены тогдла не удалось. Несколько лет спустя штурм, предпринятый преемником Трейдена, князем Виттеном, оказался более успешен, и замок был в первый раз разрушен. В 1313 году магистр ордена Герд фон Йорк вновь отстроил Динабург, а в 1347 году магистр Госвин фон Герике пристроил ещё четыре башни. Впоследствии, при осадах 1396 и 1403 года литовцы вновь наносили замку существенные повреждения[1]. В 1481 году замок был взят войсками Ивана III; позже войска были отведены.

В составе Речи Посполитой

В 1558 году началась Ливонская война. В 1559 году Динабург был уступлен ливонцами королю Речи Посполитой Сигизмунду II Августу за помощь Ордену в Ливонской войне. По заключении унии с Литвой, с 1566 года Динабург вошёл в состав Задвинского герцогства (Ливонского герцогства) и стал его центром. В 1569 году магистр Кетнер окончательно отказался от замка в пользу Польши[1].

В ходе войны в 1577 году замок был взят войсками Ивана Грозного, после чего был разрушен; материал частично использован для постройки шанца вниз по Двине, в устье речки Шуница. Однако в 1578 году Россия была вынуждена отказаться от Ливонской области, вернув её Польше. В 1582 году польский король Стефан Баторий возобновил Динабург на том месте, где теперь находится город. Крепость состояла из цитадели с 6 бастионами, была окружена земляным валом; дополнительное, второе кольцо вала было возведено вокруг всего города. 26 марта 1582 года Стефан Баторий предоставил Динабургу городские права (Магдебургское право)[1].

Во время войны за шведский престол между польским королём Сигизмундом и герцогом Карлом Зюнгерманландским, а также при Густаве II Адольфе шведы дважды брали Динабург, но после этого возвращали его Польше.[1] вследствие потери Речью Посполитой большей части владений в Ливонии по итогам этой войны в 1629 году стал центром Ливонского воеводства (Инфлянтского воеводства).

В результате Кейданской унии 1655 года город был занят шведами. Однако год спустя, в ходе Первой Северной войны, был осаждён и взят русским войском царя Алексея Михайловича, который переименовал город в Борисоглебск. В 1666 году под Борисоглебском было отражено польское наступление, однако по результатам Андрусовского перемирия город вновь вошёл в состав Речи Посполитой.

В составе Российской империи

Вид на центр города (Новый Форштадт) в начале XX века

Герб Динабурга по проекту Б. Кёне

По результатам первого раздела Речи Посполитой Динабург был включён в 1772 году в состав Псковской губернии Российской империи, с 1802 года уездный город Витебской губернии. В 1810—1878 годах в городе строится по тем временам современная Динабургская крепость, сыгравшая важную роль в Отечественной войне 1812 года. Руководил работами военный инженер генерал Е. Ф. Гекель. Крепость строили на месте старого города, в связи с чем с 1826 года по единому проекту строился новый. Для защиты города от наводнений построена дамба по проекту Мельникова П. П. в 1833—1841 годах (подробнее смотрите Наводнения в Даугавпилсе). В 1845—1848 годах был сооружён костёл Святого Петра. В период 1856—1864 годов выстроен Собор Александра Невского на центральной площади Динабурга. В 1858—1862 годах построен первоначальный железнодорожный (Крепостной) мост через Двину.

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии

Со второй половины XIX века город являлся одним из торговых центров Западной России[5].

Новое значение город приобрёл со строительством участков железной дороги Санкт-Петербург — Варшава в 1860—1862 годах, линии из Риги (1861), Витебска (1866) и Радзивилишки (1873) (подробнее см. Даугавпилсский железнодорожный узел). С середины XIX века начинается бурное развитие промышленности (см. Промышленный переворот в России).

В 1883 году в пригороде (ныне район города Межциемс; латыш. Mežciems, «Лесной посёлок», ранее Погулянка) графом Плятером-Зибергом основана лечебница (санаторий «Погулянка»), вокруг которой в лесу вырос дачный посёлок.

В 1889 году было построено нынешнее здание Городской Думы.

14 января 1893 года Указом императора Александра III город Динабург переименован в Двинск.

В начале 90-х годах XIX века была выстроена неоготическая лютеранская кирха Мартина Лютера на Новом Строении.

В 1902—1905 годах был сооружён католический костёл Непорочного зачатия Девы Марии на Новом Строении. В 1910 году изготовлены и установлены солнечные часы в сквере напротив Реального училища.

В 1912 году выросший на противоположном берегу Даугавы (в Курляндской губернии посёлок-спутник Даугавпилса Грива (ныне район города) стал городом.

В 1914 году население города составляло 112 837 человек. Двинск был крупнейшим городом Витебской губернии по населению и промышленному обороту.

В годы Первой мировой войны и Гражданской войны

В ходе Первой мировой войны большая часть промышленности была эвакуирована во внутренние регионы России. Фронт приблизился к городу осенью 1915 года, когда в ходе Свенцянского прорыва германские войска получили возможность двинуться к Двине и Двинску. 3 сентября немцы заняли Ново-Александровск (Зарасай). Ожесточённые бои начались за Медуми на Медумских высотах, поселение несколько раз переходило из рук в руки. Полученное подкрепление позволило остановить немцев на окраине поселения. В результате боев сентябрь-октябрь 1915 года город отстояли, бои в районе Иллукста и её оставление после уличных боев 10 октября 1915 года, образовался позиционный фронт 1915—1918 годов. Взятие Двинска как важного стратегического пункта открывало дорогу на столицу страны Петроград, мужество солдат и офицеров Русской армии позволяет сказать «Двинск — это наш Верден», по аналогии 9-месячной обороны Вердена во Франции. Город обстреливался дальнобойной артиллерией, бомбился германской авиацией. Город пережил тотальную эвакуацию своей промышленности и государственных и административных учреждений. Оборону города осуществляла 5 армия под командованием генерала П. П. Плеве, Гурко. Вокруг города шли позиционные бои, в 1917 году после Февральской революции началось братание на фронте, к осени 1917 года разложение фронта, появление Двинцев, усиление влияния большевиков в войсках.

После Октябрьского переворота и перемирия на фронте (Декрет о мире) в ноябре через Двинск проследовала полномочная делегация СНК из Петрограда в Брест для ведения мирных переговоров с Германией. 31 декабря 1917 года постановлением СНК РСФСР Двинский уезд Витебской губернии был передан в состав «Советской Латвии» (Республики Исколата). 18 февраля 1918 года город заняли германские войска. После Ноябрьской революции в Германии 9 декабря 1918 года германские войска без боя оставили Двинск в пользу Красной Армии. Двинск вошёл в состав Латвийской Социалистической Советской Республики, провозглашённой 17 декабря 1918 года.

Во время советско-польской войны в ходе боёв за Двинск 3 января 1920 года город был оккупирован польскими войсками под командованием генерала Рыдз-Смиглы. По Рижскому мирному договору с Советской Россией от 11 августа 1920 года город и уезд были закреплены за независимой Латвией и в том же году город был переименован в Даугавпилс («за мок/город на Даугаве»). Однако в русском языке продолжали использовать название «Двинск», которое было вытеснено «Даугавпилсом» уже только при советской власти.

В составе 1-й Латвийской Республики

Во времена первого периода существования Латвийской республики, в 1922 году, основана народная консерватория, в дальнейшем Музыкальная школа, Музыкальный колледж. В 1923 году, на основе учительского семинария (курсов) с 1921 года, был открыт Даугавпилсский Государственный Учительский институт, ныне Даугавпилсский университет.

В 1935 году открыт первый стальной мост в Прибалтике — Мост Единства, соединяющий Даугавпилс с Гривой.

В 1936—1937 годах построен «Дом единства», в котором находился театр, клуб, гостиница, ресторан, магазины.

В начале декабря 1939 года через город по железной дороге проследовал в Германию персонал эвакуированного Посольства Финляндии в Москве, из-за начавшейся войны 1939—1940 годов. Посол Финляндии прожил несколько дней в гостинице города.

В годы Второй мировой войны

С началом войны 1 сентября 1939 года Германии с Польшей на территорию Латвии в районе Даугавпилса перешли части армии, авиации польской армии, в Крепости осенью был устроен лагерь для интернированных поляков.

17 июня 1940 года со стороны города Грива в Даугавпилс вступили части Красной Армии.

26 июня 1941 года город заняли немецкие войска. Генерал-полковник германской армии Хайнц Гудериан отметил в своих воспоминаниях «[26 июня] 8-й танковой дивизии группы армий „Север“ удалось овладеть Двинском (Даугавпилс) и захватить в этом районе мосты через р. Западная Двина.»[6] В предмостном укреплении крепости было оборудовано еврейское гетто. В Погулянском лесу происходили массовые расстрелы. За северным валом крепости находился лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340» («Stalag 340»).[7]. В 1942—1944 годах в городе работал русский драматический театр[8][9], после освобождения города его актёры составили костяк городского театра.

В августе-октябре 1944 года, после освобождения города 27 июля от немецких войск, город исполнял роль столицы Латвийской ССР — здесь размещались центральные органы власти: Верховный Совет Латвийской ССР, Совет Народных Комиссаров, правительство, ЦК КПЛ, газет «Циня», «Советская Латвия». В течение полугода осень 1944—1945 года в госпиталях города проводились испытания советского пенициллина под руководством профессора З. В. Ермольевой. Во время Второй мировой войны на территории города было уничтожено более 165 тысяч человек, а город был разрушен более чем на 70 %.

В составе СССР

5 ноября 1946 года пущен трамвай. В течение периода с 8 апреля 1952 года по 25 апреля 1953 года город был областным центром Даугавпилсской области ЛССР (наряду с Лиепайской и Рижской областями ЛССР). 30 мая 1953 года Указом Президиума Верховного Совета ЛССР город Грива присоединен к городу Даугавпилс.

В 1957 году заработала даугавпилсская телебашня высотой 180 метров. В 80-х годах надстроена с помощью вертолета шпилем 24 метра, высота составляет 204 метра. В 1959 году Всесоюзная перепись населения СССР отметила в городе 65,5 тыс.человек. Были построены новые жилые районы, Даугавпилсский завод приводных цепей, завод химического волокна, авторемонтный завод, мебельный комбинат, Латремстанок и другие предприятия, например, мясокомбинат, консервный завод.

В 1970 году Всесоюзная перепись населения СССР зафиксировала в городе 100,6 тыс. человек. В послевоенный период город входил в список НАТО ста объектов, подлежащих ядерной бомбардировке по своей значимости и военно-стратегическому положению, так как в городе находился важный железнодорожный узел, военные склады, военное училище, военный аэродром (ныне Даугавпилсский международный аэропорт).

В 1976 году при въезде в город со стороны Риги установлен монумент «Чайка». В 1979 году начато строительство Даугавпилсской ГЭС в районе Ругели, стройка остановлена в 1987 году. С 1987 года начинается история Латгальского зоосада . В 1988 году восстановлен городской театр. В 1989 году на старых быках смонтирован новый настил моста Единства. В 1989 году Всесоюзная перепись населения СССР зафиксировала в городе 126,7 тыс.человек.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Советы и рекомендации по поездке в Латвию

News image

Электричество Напряжение в сети 220 В., частота 50 Гц. Применяются двухконтактные штепсельные вилки европейского образца.

Наша бывшая Европа

News image

Литва некогда являлась величайшим государством Восточной Европы, простираясь на солидную часть нынешних Белоруссии, Украины и России - по некоторым данным, одно время столица Великого княжества Лито...

Таможенные правила Латвии

News image

Ограничений на ввоз и вывоз валюты нет. Таможенные правила подразделяются на ввоз товаров из стран Европейского Союза и на ввоз товаров из стран, не входящих в Европейский Союз.

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Авторизация

Впечатления!

Визовый вопрос

Я нежно болен вспоминаньем детства С.Есенин

Рига, Латвия, Отель AVALON

По командировке приезжали в Латвию, забронировал oтель „Avalon” в интернете, был там в первый раз. Отель отличный-сервис - пять ...

Рассказ. Латвия - Литва, январь 2006

Поездка Санкт-Петербург - Рига - Вильнюс - Санкт-Петербург (03 - 08 января 2006).

Истории и отзывы туристов:

Путешествие по Прибалтике

News image

сентябрь 2007 Итак, желание посетить Прибалтику было давно, с момента неудавшейся поездки с турагенством (не успела подать вовремя документы, а в 3...

Латвия (Рига, Юрмала)

News image

ноябрь 2003 Латвия стала 2 страной после Эстонии, которую я решил посетить в рамках поездки по странам Балтии.

Латвия на выходные

News image

август 2010 Я скажу вам от всей души, Латвия чудесна своим спокойствием. Она настолько умиротворяет, привносит равновесие и уверенность в себе, что...

Курорты Прибалтики:

Олайне

News image

Олайне (латыш. Olaine; до 1919 русск. Олай, нем. Olai) — город (с 1967 года) в Латвии, на реке Миса

Домик в Прибалтике для получения ВНЖ

News image

Всё больше и больше жителей нашей страны задумывается о приобретении недвижимости в странах Прибалтики, и причин на покупку недвижимости именно в...

Айзпуте

News image

Айзпуте (латыш. Aizpute) — город на западе Латвии в Айзпутском крае (историческая область Курземе). До 1 июля 2009 года входил в состав Лиепайского ...

На заметку:

Таможенные правила Литвы

News image

Ограничений на ввоз и вывоз валюты нет.

Городской транспорт в Латвии

News image

Внутригородское сообщение осуществляется трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными и обычными такси, работающими с 6.00 до 23.00.

Авиаперевозки по Эстонии

News image

Внутренние авиарейсы осуществляются авиакомпаниями Air Livonia и Avies из аэропорта Таллин в Кюрессааре (остров Сарремаа) и Кярдла (остров Хийумаа)....