История Даугавпилса
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история да угавпилса

В составе Ливонии

Костёл Святого Петра

Старый Динабург (сейчас Вецпилс, Науенская волость, в наши дни в 1996 году на городище установлен макет замка) был построен меченосцами в 1205 году на берегу реки Двины, в 19 км вверх по течению от нынешнего города. В 1277 году («Военная энциклопедия») магистр Ливонского ордена барона Эрнст фон Ратцебург поставил новый каменный замок Динабург, который стал центром комтурии (там был размещён гарнизон во главе с комтуром)[1].

Замок стал важным опорным пунктом в борьбе Ордена с Литвой и русскими княжествами. Вскоре после основания нового замка литовский князь Трейден осаждал его несколько недель, с применением 4 камнемётных машин, однако проломить стены тогдла не удалось. Несколько лет спустя штурм, предпринятый преемником Трейдена, князем Виттеном, оказался более успешен, и замок был в первый раз разрушен. В 1313 году магистр ордена Герд фон Йорк вновь отстроил Динабург, а в 1347 году магистр Госвин фон Герике пристроил ещё четыре башни. Впоследствии, при осадах 1396 и 1403 года литовцы вновь наносили замку существенные повреждения[1]. В 1481 году замок был взят войсками Ивана III; позже войска были отведены.

В составе Речи Посполитой

В 1558 году началась Ливонская война. В 1559 году Динабург был уступлен ливонцами королю Речи Посполитой Сигизмунду II Августу за помощь Ордену в Ливонской войне. По заключении унии с Литвой, с 1566 года Динабург вошёл в состав Задвинского герцогства (Ливонского герцогства) и стал его центром. В 1569 году магистр Кетнер окончательно отказался от замка в пользу Польши[1].

В ходе войны в 1577 году замок был взят войсками Ивана Грозного, после чего был разрушен; материал частично использован для постройки шанца вниз по Двине, в устье речки Шуница. Однако в 1578 году Россия была вынуждена отказаться от Ливонской области, вернув её Польше. В 1582 году польский король Стефан Баторий возобновил Динабург на том месте, где теперь находится город. Крепость состояла из цитадели с 6 бастионами, была окружена земляным валом; дополнительное, второе кольцо вала было возведено вокруг всего города. 26 марта 1582 года Стефан Баторий предоставил Динабургу городские права (Магдебургское право)[1].

Во время войны за шведский престол между польским королём Сигизмундом и герцогом Карлом Зюнгерманландским, а также при Густаве II Адольфе шведы дважды брали Динабург, но после этого возвращали его Польше.[1] вследствие потери Речью Посполитой большей части владений в Ливонии по итогам этой войны в 1629 году стал центром Ливонского воеводства (Инфлянтского воеводства).

В результате Кейданской унии 1655 года город был занят шведами. Однако год спустя, в ходе Первой Северной войны, был осаждён и взят русским войском царя Алексея Михайловича, который переименовал город в Борисоглебск. В 1666 году под Борисоглебском было отражено польское наступление, однако по результатам Андрусовского перемирия город вновь вошёл в состав Речи Посполитой.

В составе Российской империи

Вид на центр города (Новый Форштадт) в начале XX века

Герб Динабурга по проекту Б. Кёне

По результатам первого раздела Речи Посполитой Динабург был включён в 1772 году в состав Псковской губернии Российской империи, с 1802 года уездный город Витебской губернии. В 1810—1878 годах в городе строится по тем временам современная Динабургская крепость, сыгравшая важную роль в Отечественной войне 1812 года. Руководил работами военный инженер генерал Е. Ф. Гекель. Крепость строили на месте старого города, в связи с чем с 1826 года по единому проекту строился новый. Для защиты города от наводнений построена дамба по проекту Мельникова П. П. в 1833—1841 годах (подробнее смотрите Наводнения в Даугавпилсе). В 1845—1848 годах был сооружён костёл Святого Петра. В период 1856—1864 годов выстроен Собор Александра Невского на центральной площади Динабурга. В 1858—1862 годах построен первоначальный железнодорожный (Крепостной) мост через Двину.

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии

Со второй половины XIX века город являлся одним из торговых центров Западной России[5].

Новое значение город приобрёл со строительством участков железной дороги Санкт-Петербург — Варшава в 1860—1862 годах, линии из Риги (1861), Витебска (1866) и Радзивилишки (1873) (подробнее см. Даугавпилсский железнодорожный узел). С середины XIX века начинается бурное развитие промышленности (см. Промышленный переворот в России).

В 1883 году в пригороде (ныне район города Межциемс; латыш. Mežciems, «Лесной посёлок», ранее Погулянка) графом Плятером-Зибергом основана лечебница (санаторий «Погулянка»), вокруг которой в лесу вырос дачный посёлок.

В 1889 году было построено нынешнее здание Городской Думы.

14 января 1893 года Указом императора Александра III город Динабург переименован в Двинск.

В начале 90-х годах XIX века была выстроена неоготическая лютеранская кирха Мартина Лютера на Новом Строении.

В 1902—1905 годах был сооружён католический костёл Непорочного зачатия Девы Марии на Новом Строении. В 1910 году изготовлены и установлены солнечные часы в сквере напротив Реального училища.

В 1912 году выросший на противоположном берегу Даугавы (в Курляндской губернии посёлок-спутник Даугавпилса Грива (ныне район города) стал городом.

В 1914 году население города составляло 112 837 человек. Двинск был крупнейшим городом Витебской губернии по населению и промышленному обороту.

В годы Первой мировой войны и Гражданской войны

В ходе Первой мировой войны большая часть промышленности была эвакуирована во внутренние регионы России. Фронт приблизился к городу осенью 1915 года, когда в ходе Свенцянского прорыва германские войска получили возможность двинуться к Двине и Двинску. 3 сентября немцы заняли Ново-Александровск (Зарасай). Ожесточённые бои начались за Медуми на Медумских высотах, поселение несколько раз переходило из рук в руки. Полученное подкрепление позволило остановить немцев на окраине поселения. В результате боев сентябрь-октябрь 1915 года город отстояли, бои в районе Иллукста и её оставление после уличных боев 10 октября 1915 года, образовался позиционный фронт 1915—1918 годов. Взятие Двинска как важного стратегического пункта открывало дорогу на столицу страны Петроград, мужество солдат и офицеров Русской армии позволяет сказать «Двинск — это наш Верден», по аналогии 9-месячной обороны Вердена во Франции. Город обстреливался дальнобойной артиллерией, бомбился германской авиацией. Город пережил тотальную эвакуацию своей промышленности и государственных и административных учреждений. Оборону города осуществляла 5 армия под командованием генерала П. П. Плеве, Гурко. Вокруг города шли позиционные бои, в 1917 году после Февральской революции началось братание на фронте, к осени 1917 года разложение фронта, появление Двинцев, усиление влияния большевиков в войсках.

После Октябрьского переворота и перемирия на фронте (Декрет о мире) в ноябре через Двинск проследовала полномочная делегация СНК из Петрограда в Брест для ведения мирных переговоров с Германией. 31 декабря 1917 года постановлением СНК РСФСР Двинский уезд Витебской губернии был передан в состав «Советской Латвии» (Республики Исколата). 18 февраля 1918 года город заняли германские войска. После Ноябрьской революции в Германии 9 декабря 1918 года германские войска без боя оставили Двинск в пользу Красной Армии. Двинск вошёл в состав Латвийской Социалистической Советской Республики, провозглашённой 17 декабря 1918 года.

Во время советско-польской войны в ходе боёв за Двинск 3 января 1920 года город был оккупирован польскими войсками под командованием генерала Рыдз-Смиглы. По Рижскому мирному договору с Советской Россией от 11 августа 1920 года город и уезд были закреплены за независимой Латвией и в том же году город был переименован в Даугавпилс («за мок/город на Даугаве»). Однако в русском языке продолжали использовать название «Двинск», которое было вытеснено «Даугавпилсом» уже только при советской власти.

В составе 1-й Латвийской Республики

Во времена первого периода существования Латвийской республики, в 1922 году, основана народная консерватория, в дальнейшем Музыкальная школа, Музыкальный колледж. В 1923 году, на основе учительского семинария (курсов) с 1921 года, был открыт Даугавпилсский Государственный Учительский институт, ныне Даугавпилсский университет.

В 1935 году открыт первый стальной мост в Прибалтике — Мост Единства, соединяющий Даугавпилс с Гривой.

В 1936—1937 годах построен «Дом единства», в котором находился театр, клуб, гостиница, ресторан, магазины.

В начале декабря 1939 года через город по железной дороге проследовал в Германию персонал эвакуированного Посольства Финляндии в Москве, из-за начавшейся войны 1939—1940 годов. Посол Финляндии прожил несколько дней в гостинице города.

В годы Второй мировой войны

С началом войны 1 сентября 1939 года Германии с Польшей на территорию Латвии в районе Даугавпилса перешли части армии, авиации польской армии, в Крепости осенью был устроен лагерь для интернированных поляков.

17 июня 1940 года со стороны города Грива в Даугавпилс вступили части Красной Армии.

26 июня 1941 года город заняли немецкие войска. Генерал-полковник германской армии Хайнц Гудериан отметил в своих воспоминаниях «[26 июня] 8-й танковой дивизии группы армий „Север“ удалось овладеть Двинском (Даугавпилс) и захватить в этом районе мосты через р. Западная Двина.»[6] В предмостном укреплении крепости было оборудовано еврейское гетто. В Погулянском лесу происходили массовые расстрелы. За северным валом крепости находился лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340» («Stalag 340»).[7]. В 1942—1944 годах в городе работал русский драматический театр[8][9], после освобождения города его актёры составили костяк городского театра.

В августе-октябре 1944 года, после освобождения города 27 июля от немецких войск, город исполнял роль столицы Латвийской ССР — здесь размещались центральные органы власти: Верховный Совет Латвийской ССР, Совет Народных Комиссаров, правительство, ЦК КПЛ, газет «Циня», «Советская Латвия». В течение полугода осень 1944—1945 года в госпиталях города проводились испытания советского пенициллина под руководством профессора З. В. Ермольевой. Во время Второй мировой войны на территории города было уничтожено более 165 тысяч человек, а город был разрушен более чем на 70 %.

В составе СССР

5 ноября 1946 года пущен трамвай. В течение периода с 8 апреля 1952 года по 25 апреля 1953 года город был областным центром Даугавпилсской области ЛССР (наряду с Лиепайской и Рижской областями ЛССР). 30 мая 1953 года Указом Президиума Верховного Совета ЛССР город Грива присоединен к городу Даугавпилс.

В 1957 году заработала даугавпилсская телебашня высотой 180 метров. В 80-х годах надстроена с помощью вертолета шпилем 24 метра, высота составляет 204 метра. В 1959 году Всесоюзная перепись населения СССР отметила в городе 65,5 тыс.человек. Были построены новые жилые районы, Даугавпилсский завод приводных цепей, завод химического волокна, авторемонтный завод, мебельный комбинат, Латремстанок и другие предприятия, например, мясокомбинат, консервный завод.

В 1970 году Всесоюзная перепись населения СССР зафиксировала в городе 100,6 тыс. человек. В послевоенный период город входил в список НАТО ста объектов, подлежащих ядерной бомбардировке по своей значимости и военно-стратегическому положению, так как в городе находился важный железнодорожный узел, военные склады, военное училище, военный аэродром (ныне Даугавпилсский международный аэропорт).

В 1976 году при въезде в город со стороны Риги установлен монумент «Чайка». В 1979 году начато строительство Даугавпилсской ГЭС в районе Ругели, стройка остановлена в 1987 году. С 1987 года начинается история Латгальского зоосада . В 1988 году восстановлен городской театр. В 1989 году на старых быках смонтирован новый настил моста Единства. В 1989 году Всесоюзная перепись населения СССР зафиксировала в городе 126,7 тыс.человек.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Средневековье по-эстонски

News image

До сих пор отношусь к заграничным поездкам как к полетам на Луну: жду приключений, открытий и никогда ничего не загадываю заранее. Но перед поездкой в Таллин я все-таки задумалась. А заграница ли эт...

Машина времени Москва-Таллинн

News image

Пора ехать в Таллинн-Таллин. Причем ехать можно всем - вне зависимости от количества пересеченных морей, покоренных вершин и исхоженных городов. Не за новыми впечатлениями и экзотикой, а за милой но...

Vana Tallinn

News image

Помните, в недалеком прошлом, глядя на экран, где демонстрировался отечественный приключенческий фильм, скажем, про осаду замка где-нибудь в средневековой Британии, мы точно знали: никакой это не Ал...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Авторизация

Впечатления!

Рига, Латвия, Отель AVALON

По командировке приезжали в Латвию, забронировал oтель „Avalon” в интернете, был там в первый раз. Отель отличный-сервис - пять ...

Впечатления о Латвии

Как попасть в Латвию? К сожалению, прямых рейсов из Ташкента в Ригу сейчас нет, хотя раньше такие были. Но попасть туда все рав...

Рига - Впервые побывала в Риге

Впервые побывала в Риге. Старая Рига-это сказка. Сразу представила себя Гердой. Захотелось залесть на крышу, поболтать с Каем

Истории и отзывы туристов:

Легкий уик-энд с лиепайским акцентом

News image

май 2005 Я сижу на высоком стуле за стойкой бара и задумчиво смотрю прямо перед собой через большое окно на улицу. Перед моими глазами - чистенькие...

Город мастеров

News image

июнь 2004 Долго помнили мы друг о друге. И опять повстречались, как встарь. Снова здравствуй, заржавленный флюгер! Снова здравствуй, чугунный фо...

Приятная особенность центра Риги - его компактность

News image

Приятная особенность центра Риги - его компактность: за день Старый Город можно исходить вдоль и поперёк, причём неспешным шагом, а не перебегая, сл...

Курорты Прибалтики:

Валмиера

News image

Ва лмиера (латыш. Valmiera, нем. Wolmar) — город в Латвии, расположенный на берегу реки Гауя, в 100 км от Риги и 50 км от границы с Эстонией. Населе...

История Ливаны

News image

Ливаны были основан как поселение в XI веке, когда впервые упоминается поселение торговцев и мастеров в дельте реки Дубна. Поселение относилось к др...

Кивиыли

News image

Кивиыли (эст. Kiviõli) — город в северо-восточной части Эстонии в уезде Ида-Вирумаа. Является самостоятельным городским муниципалитетом и не входит ...

На заметку:

Куршская коса

News image

Куршская коса - это песчаный полуостров длиной 98 километров, российская ее часть составляет 48 километров. Вершина полуострова находится на севере,...

Передвижение и транспорт в Литве

News image

Дороги и правила вождения Трассы, связывающие крупные города, обычно соответствуют европейским стандартам. Большинство сельских дорог достаточно ...

Авиаперевозки по Латвии

News image

В силу небольших размеров страны внутреннее авиасообщение в Латвии развито слабо. В настоящее время существует лишь один маршрут - Рига - Лиепая, вы...