октябрь 2007
...или По местам боевой славы сыщика Холмса и штандартенфюрера Штирлица
Ригу часто называют северным Парижем . Кто-то согласен с этим прозвищем, кого-то оно раздражает. А вот режиссеру Игорю Масленникову Рига напомнила не развеселый Париж, а туманный и суровый Лондон, и в 1979 г. на экраны вышла первая серия одного из любимейших советских сериалов – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона . Добрая половина фильма снималась в Риге: здесь и дом знаменитого сыщика, и улочки, по которым рассекали зловещие кэбы, и буржуазные особняки, где угнездился порок – словом, Рига стала для советских зрителей тем самым Лондоном, доехать до которого тогда было совсем нереально...
На мой взгляд, лучшего сыщика и его верного помощника в мировом кинематографе создано не было - так же рассудили и англичане, вручив 15 июня 2006 года актеру Василию Ливанову Орден Британской империи – как самому лучшему в мире Шерлоку Холмсу (а могли бы и Виталия Соломина с миссис Хадсон отметить!)
С исторической точки зрения создатели фильма подошли к выбору места съемки со всей ответственностью: Шерлок Холмс, согласно книге, жил в конце XIX – начале XX веков, и именно здания того времени служат декорациями для сцен великой шерлокиады . Правда, мне приходилось слышать, как англичане, выросшие в Лондоне, скептически хмыкают, когда слышат, что авторам нашего фильма удалось воссоздать настоящую лондонскую атмосферу - мол, их Лондон совершенно иной. Но ведь и Холмс у них совсем другой. А раз наш Холмс признан лучшим, то и наш Лондон – настоящее – так можно отвечать сомневающимся.
Если вы являетесь поклонником этого замечательного фильма, то советую обратить внимание на сайт www.221b.ru, целиком посвященный сериалу про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, где в специальном разделе подробно рассмотрено, где снимались разные серии и отдельные сцены фильма (это не только Рига, но и Таллинн, Санкт-Петербург и даже Абхазия). Особенно интересны подборки кадров из фильма и рядом с ними – современные фотографии – как это место выглядит сейчас.
Если вы решили продолжить кинематографической прогулкой маршрут по Средневековой Риге, то начальной точкой для вас станет то место, где предыдущий маршрут закончился – Пороховая башня. От нее вправо (если стоять спиной и ближе правым боком к башне) в сторону Домской площади уходит улица Смилшу (Smilsu iela). С правой стороны, на углу с улицей Алдару (Aldaru iela) по адресу Смилшу, 8 (Алдару, 2\4) стоит здание, которое в в фильме XX век начинается сыграло роль дома, где под ковром было обнаружено большое пятно крови – правда, не совсем там, где ему положено было находиться. Лондонские газеты посвятили прискорбному происшествию целую заметку:
УБИЙСТВО В ВЕСТМИНСТЕРЕ Вчера вечером в доме No 16 на Годолфин стрит совершено таинственное преступление. Годолфин стрит— одна из тех старинных тихих улиц, которые тянутся между рекою и Вестминстерским аббатством, почти под сенью большой башни здания парламента. Большинство ее домов построено еще в XVIII веке. В одном из этих домов, в маленьком, но изысканном особняке, несколько лет подряд проживал мистер Эдуард Лукас... С десяти часов мистер Лукас оставался в квартире один. Пока еще не выяснено, что произошло за это время, но без четверти двенадцать констебль Бэррет, проходя по Годолфин стрит, заметил, что дверь дома No16 приоткрыта. Он постучал, но не получил ответа. Увидев в первой комнате свет, он вошел в коридор и снова постучал, но и на этот раз ему не ответили. Тогда он отворил, дверь и вошел. В комнате царил страшный беспорядок: вся мебель была сдвинута в сторону, посередине валялся опрокинутый стул. Около этого стула, все еще сжимая рукой его ножку, лежал несчастный владелец дома. Он был убит ударом ножа прямо в сердце, причем смерть, вероятно, наступила мгновенно . Артур Конан Дойль Второе пятно (Фильм XX век начинается )
Здание в стиле знаменитого рижского югендстиля было построено в 1902 г. по проекту Генриха Шееля и Фридриха Шеффеля, сейчас там расположены офисы и банк.
В нашем кино Рига стала не только Лондоном, но и Берном – в другом, не менее любимом, фильме Семнадцать мгновений весны . Денег на съемки отпустили мало (не поэтому ли фильм черно-белый?), и съемочная группа снимала заграницу 1945 года в павильонах студии Мосфильм , Подмосковье, Грузии, Прибалтике и немного – в ГДР. В частности, Берн снимали в Риге и немецком городе Майсен. На улице Алдару, с которой мы еще не ушли, стоит бывшее здание минфина – строгое и внушительное. В фильме про Штирлица оно стало зданием гестапо и, снятое с другой стороны – музеем природоведения, где отважный советский разведчик встречался со своими агентами.
В 192 — Мюллеру.
Совершенно секретно.
Напечатано в одном экземпляре.
Приняв наблюдение за машиной марки хорьх , номерной знак ВКР 821, мои сотрудники установили, что владелец этого автомобиля в 12.27 вошел в здание музея природоведения. Поскольку мы предупреждены о высокой профессиональной подготовленности объекта наблюдения, я принял решение не вести его по музею одним или двумя посетителями . Мой агент Ильзе получила задание привести своих учеников из средней школы для проведения урока в залах музея. Данные наблюдения Ильзе позволяют с полной убежденностью сообщить, что объект ни с кем из посторонних в контакт не входил. Графический план экспонатов, возле которых объект задерживался дольше, чем у других, прилагаю. Объект покинул помещение через запасной выход, которым пользуются работники музея, в 13.05 .
/Юлиан Семенов, Семнадцать мгновений весны /
Вернувшись на улицу Смилшу и пройдя по ней до конца, мы снова выходим на Домскую площадь. От нее к Замковой площади (Pils laukums) ведет улица Пилс (Pils iela): если встать спиной к входу в собор, то это улица будет по левую руку. На площади Пилс, 5 стоит Костел Богоматери Скорбящей, который несколько раз мелькает в кадрах Семнадцати мгновений весны , когда мимо него по Берну гуляют то пастор Шлаг, то сам Штирлиц.
Первая церковь на этом месте появилась в 1761 г. и была деревянной. Как и многие средневековые здания, некогда окружавшие Рижский замок, она была снесена в конце XVIII в., и на ее месте возвели каменный храм в классическом стиле. Нынешний облик церковь приобрела после перестроек 1859-60 гг.
Теперь можно вернуться на Домскую площадь по той же улице Пилс. Вокруг собора как раз и расположены самые холмсовские места, поэтому пройдем вокруг него полный круг, чтобы ничего не упустить. Обход лучше начать с правой стороны собора, против часовой стрелки. На небольшой площади Гердера вдоль стены собора снимали фрагмент фильма, где Шерлок Холмс объясняет Лестрейду и его коллеге, как нужно ловить неуловимого преступника в фильме Знакомство - им через несколько минут окажется всеми любимый Николай Караченцов, въехавший в кадр на кэбе. На заднем плане виден портал Рижского собора и часть бывшего монастыря при соборе, где сейчас Музей истории Риги и мореходства (о соборе и музее подробнее читайте в маршруте По тропам Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики).
Несколько кадров фильма, где по улице катится зловещий черный кэб, сняты на улице Маза Сколас (Masa Skolas iela), чье название переводится на русский как Малая Школьная. С левой стороны расположено кирпичное здание с большими окнами – это и есть Музей истории Риги и мореходства, расположенный в здании бывшего монастыря. Улица названа в честь Домской школы, в которой до Реформации готовили священнослужителей, а затем школа стала первым светским учебным заведением в Риге (ссылку на сайт музея можно увидеть в описании маршрута По тропам Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики ).
Улица Яуниела образовалась с северной стороны Рижского собора вскоре после того, как горожане решили огородить каменной стеной кладбище при соборе – что и было выполнено в 1599 г. Повторяя полукруг стены, здесь выросла целая улица купеческих домиков. В 1930-е гг. средневековую застройку и часть улицы безжалостно снесли, расчищая Домскую площадь. Нынешнее название улица получила в 1923 г., а до этого она носила немецкое название Нойштрассе.
Со стороны собора, противоположной площади Гердера, проходит улочка Яуниела (Jauniela iela), или попросту Новая улица. Застроена она радостными цветными домиками, и стала, по замыслу авторов фильма, олицетворением Бейкер-стрит. А вот и желтый дом на левой стороне улицы, по Яуниела, 22, который стоит за одноэтажным розовым домиком. Узнаете резиденцию великого сыщика? Сейчас в небольшом уютном дворике перед домом Холмса – популярное кафе, видимо, пользующееся кинематографичностью места на полную катушку.
Бейкер-стрит, 221б является, как ни странно, частью монастырского комплекса: пристройку выполнили в 1898 г. по проекту Вильгельма Неймана. Архитектор намеренно придал фасаду такие черты, что он прекрасно вписался в общий облик улицы и не кажется продолжением кирпичной готики собора.
А вот если бы Шерлок Холмс жил хотя бы полувеком позже, то, наверное, мог бы увидеть падающего из окна в доме напротив профессора Плейшнера, ибо улица Яуниела сыграла в Семнадцати мгновениях весны ту самую Цветочную улицу в Берне (она же появляется в кадрах, где Штирлиц едет по берлинской Фридрихштрассе). Дом с диковинной женщиной-птицей над входом напротив шерлокхолмсовской резиденции – тот самый дом с геранью, где подлые гестаповцы поджидали доверчивого профессора Плейшнера. Помните?
...Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем то, между ними торчал большой цветок — сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: все в порядке или явка провалена . Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)
...Люди в окне увидели Плейшнера, и высокий, улыбнувшись, кивнул ему. Плейшнер первый раз видел улыбку на его лице, и она ему помогла все понять. Он тоже улыбнулся и начал переходить улицу: он решил, что так его не увидят сверху и он уйдет от них. Но, оглянувшись, он заметил двух мужчин, которые шли, разглядывая витрины, метрах в ста за ним .
/Юлиан Семенов, Семнадцать мгновений весны /
Окно с геранью расположено на втором этаже, справа от женской головы над входом. А вот витражи окна, через которое Плейшнер выбросился на улицу, не от этого здания. Скорее всего, это было снято где-то в Москве.
По улочке Краму (Kramu iela) с улицы Яуниела можно выйти к Ратушной площади, откуда по уже знакомому пути пройти к Янову подворью (Яна сета): от Дома Черноголовых – к церкви Святого Петра, за которым и находится вход в нужный нам средневековый дворик (подробно описание Ратушной площади и окрестностей смотрите в маршруте По тропам Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики ). К Ратушной площади можно пройти и вторым способом – пройти почти всю Яуниела, и в самом конце свернуть влево, на улицу Маза Яуниела (Masa Jauniela iela), которая также выведет нас к Ратуше. Заглядываем в дворик, который помнит еще рыцарей-меченосцев – и видим стену гостиницы, в которой нашли тело негодяя Стэнджерсона в фильме Знакомство (помните, именно за ним охотился герой Караченцова?).
Дом No 3 в тупике, носившем название Лористон-Гарденс , выглядел зловеще, словно затаил в себе угрозу.
Это был один из четырех домов, стоявших немного поодаль от улицы; два дома были обитаемы и два пусты. Номер 3 смотрел на улицу тремя рядами тусклых окон; то здесь, то там на мутном темном стекле, как бельмо на глазу, выделялась надпись Сдается внаем . Перед каждым домом был разбит маленький палисадник, отделявший его от улицы, - несколько деревцев над редкими и чахлыми кустами; по палисаднику шла узкая желтоватая дорожка, судя по виду, представлявшая собою смесь глины и песка. Ночью прошел дождь, и всюду стояли лужи. Вдоль улицы тянулся кирпичный забор в три фута высотой, с деревянной решеткой наверху; к забору прислонился дюжий констебль, окруженный небольшой кучкой зевак, которые вытягивали шеи в тщетной надежде хоть мельком увидеть, что происходит за забором.
Мне думалось, что Шерлок Холмс поспешит войти в дом и сразу же займется расследованием. Ничего похожего. Казалось, это вовсе не входило в его намерения. С беспечностью, которая при таких обстоятельствах граничила с позерством, он прошелся взад и вперед по тротуару, рассеянно поглядывая на небо, на землю, на дома напротив и на решетку забора. Закончив осмотр, он медленно зашагал по дорожке, вернее, по траве, сбоку дорожки, и стал пристально разглядывать землю. Дважды он останавливался; один раз я заметил на лице его улыбку и услышал довольное хмыканье .
/Артур Конан Дойль, Этюд в багровых тонах (Серия Знакомство сериала Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона )/
Кэб, на котором на место преступления приехали Шерлок Холмс и доктор Ватсон, проезжает через улочку Скарню (Skarnu iela), которая проходит между церковью Святого Петра и зданиями, образующими Конвента Сета. По ней мы идем вправо (спиной к выходу из Яна Сета) до пересечения с улицей Калькю (Kalku iela), где сворачиваем направо и следуем до небольшой площади с левой стороны, где обычно продают вязаные изделия, картины, керамику, и прочие латышские сувениры.
С левой стороны у вас будут пышные здания Большой и Малой Гильдий, за спиной – здание Драматического театра, а прямо, в конце сквера – Дом с кошками (подробно о зданиях Гильдий и Доме с кошками рассказано в описании маршрута Экскурсия по забавным памятникам, или Воспринимайте Ригу с юмором ). Именно здесь Штирлиц назначил встречу партайгеноссе Борману, у отеля Нойе Тор ( Am Neuen Tor ). В фильме не показана знаменитая кошка на крыше дворца, но его впечатляющий вход вряд ли можно с чем-то спутать.
Он вышел, сел за руль и не спеша поехал на Инвалиденштрассе, к музею природоведения. Туда, к отелю Нойе Тор , скоро должен приехать Борман.
Штирлиц бросил машину возле клиники Шарите и, пройдя через большой больничный парк, вышел к музею. Здесь было тихо и спокойно — ни одного человека на улице. Он специально выбрал именно это место: здесь все просматривалось как на ладони.
Штирлиц сегодня был в штатском, он надел к тому же свои дымчатые очки в большой роговой оправе и низко на лоб напялил берет — так что издали его трудно было узнать.
...Потом он неторопливо прошел через громадный зал с выбитыми стеклами — там был макет диковинного динозавра. Отсюда он мог наблюдать за площадью перед музеем и за отелем .
/Юлиан Семенов, Семнадцать мгновений весны /
Вернувшись на улицу Калькю (Kalku iela), следуем по ней в сторону, противоположную той, откуда мы пришли. Через несколько минут с правой стороны покажется Латвийская национальная опера, в прямо перед нами – высокая стела, венчает которую женская фигура с высоко поднятыми руками. Это памятник Свободы (подробно об этом памятнике читайте в описании маршрута По следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего ). Пройдя дальше по бульвару Свободы (Brivibas bulv.), до пересечения с бульваром Калпака (Kalpaka bulv.), нужно свернуть влево и войти на территорию Эспланады.
В средние века на месте парка были насыпаны земляные валы, которые служили дополнительной линией укреплений, в дополнение к крепостным стенам Риги. В XVIII веке валы были срыты, а на их месте разбили парк для народных гуляний, изящно окружающий сейчас Старый город. Одной из частей этого паркового кольца Риги и является Эспланада. Сперва здесь обустроили нечто вроде питерского Марсова поля: для проведения парадов и отработки у гарнизона строевого шага, затем тут разбили сад, где проводили народные гуляния. В 1919 г. на Эспланаде торжественно захоронили коммунаров, павших за дело революции, и парк переименовали в парк Коммунаров (это название он носил и во время съемок фильма о великом сыщике).
Именно по Эспланаде в первой серии фильма о Шерлоке Холмсе Стэмфорд ведет доктора Ватсона знакомиться с будущим соседом по квартире.
На следующий день мы встретились в условленный час и поехали смотреть квартиру на Бейкер-стрит, No 221-б, о которой Холмс говорил накануне .
/Артур Конан Дойль, Этюд в багровых тонах (Серия Знакомство )/
Там же Ватсон жалуется Стэмфорду на то, что его сосед, вероятно, преступник. Помнте сцену с человеком, который следит за Ватсоном через дыру в газете? Она тоже снята на одной из дорожек Эспланады.
На территории Эспланады расположено два музея, но нас интересует один: Городской художественный музей, который сыграл в фильме роль заброшенного дома, где Джефферсон Хоуп собирался расправиться с Дреббером.
Я, конечно, действовал не наобум. У меня заранее был составлен план. Месть не сладка, если обидчик не поймет, от чьей руки он умирает и за что несет кару. По моему плану тот, кто причинил мне зло, должен был узнать, что расплачивается за старый грех. Случилось так, что за несколько дней до того я возил одного джентльмена, он осматривал пустые дома на Брикстон-роуд и обронил ключ от одного из них в моем кэбе. В тот же вечер он хватился пропажи, и ключ я вернул, но днем успел снять с него слепок и заказать такой же. Теперь у меня имелось хоть одно место в этом огромном городе, где можно было не бояться, что мне помешают. Самое трудное было залучить туда Дреббера...
/Артур Конан Дойль, Этюд в багровых тонах /
Латвийский национальный художественный музей
ул. Валдемара, 10а
Основан в 1869 г.,экспозиция музея насчитывает почти 15 тыс. экземпляров и иллюстрирует развитие живописи в Латвии. Кроме работ латышских мастеров, здесь хранятся работы Рериха и Айвазовского.
Сайт музея,где можно уточнить актуальные часы работы и цены на билеты - www.lnmm.lv/lv
Здание музея, как и резиденцию Холмса, спроектировал архитектор Вильгельм Нейман (1905). Тут, пожалуй, как раз и появляется первая аналогия Риги и Парижа – как и после строительства Эйфелевой башни в Париже, рижане восприняли здание музея в штыки, и долго писали возмущенные письма во все инстанции с требованием это уродство убрать. Но ничего – привыкли, и теперь здание в стиле необарокко радует глаз туриста своей необычностью.
Фильмы, которые снимались в Риге
Секретная миссия (1949)
Встреча на Эльбе (1949)
Убийство на улице Данте (1956)
Заговор послов (1965)
В тридевятом царстве (1970)
Человек в штатском (1973)
Хаос (1974)
Верный друг Санчо (1974)
Красные дипкурьеры (1977)
Идеальный муж (1980)
Европейская история (1984)
Голубой карбункул (1979)
Узник замка Иф (1988)
На этом наша прогулка по местам любимых фильмов заканчивается, но не заканчивается Рига в кино. Кто знает, может быть, ее главная роль еще впереди? А впереди у нас – прогулка по самому необычному модерну в мире – рижскому. Символично, что здания в стиле югенд, которые мы идем смотреть, строил отец великого русского режиссера Сергея Эйзенштейна – Михаил Эйзенштейн. Побольше бы денег на раскрутку и пиар – и в Ригу ездили бы не меньше, чем в Барселону – смотреть на творения великого Гауди. Итак, наш следующий маршрут – по следам рижского Гауди.
|