...Около четырех часов дня я был уже в Москве, быстро, по-армейски собрался, успел принять душ и побриться и минут за десять до отправления поезда прибыл на Рижский вокзал. Вокзал небольшой, да и кроме моего Latvijas expresis - других поездов на перроне не стояло. Мои соседи по плацкарту - две русские дамы бальзаковского возраста из Риги, везшие что-то на перепродажу из Москвы и вьетнамец, занимающийся в Латвии каким-то бизнесом. Вагон очень чистый и вполне цивильный, приятной неожиданностью стало то, что нам, заслуженным пассажирам Советского Союза, полагалось питание в виде сухого пайка и яблоко! Отрадно до умопомрачения, нет, серьезно - я как раз очень проголодался и это было весьма к месту. Тронулись. За окном проносились столичные новостройки, потом стемнело. Границу мы проходили в 5 утра, так что вполне можно было поспать. Впрочем, толком я так и не заснул и до самой границы пролежал с закрытыми глазами, размышляя о превратностях судьбы и тяжелой своей доле.
Резко включился свет. Мы стоим. Смотрю на часы - время прохождения границы. Это станция Себеж, российский погранконтроль. Сначала прошли таможенники, подозрительно заглядывая в лица пассажиров, затем, как морские волны пошли пограничники, милиция, опять таможенники. Сумка ваша? Что в ней? Что, в гости? Ребенок ваш? . Спустя какое-то время очередь доходит и до меня. Пограничница пытливо изучает мой паспорт, периодически бросая на меня хмурые взгляды. Ставит штамп и проходит дальше.
Через некоторое время поезд трогается с места и начинает набирать скорость - от сердца чуть отлегло, главное волнение всех пассажиров позади, ибо никогда невозможно предвидеть, какой бзик у российских пограничников сегодня, хотя, справедливости ради надо сказать, что если сравнивать с другими странами - осколками былой державы, то цивилизованность российских властей значительно выше, чем у их белорусских коллег из Бреста и Гродно!
Латвия
Мы останавливаемся прямо напротив станции Zilupe (Зилупе), это уже Латвия. Латышский пограничник интересуется, к кому я еду в Латвию, я ему отвечаю, что собираюсь познакомиться с латышскими девушками, а свою поездку оплачиваю сам. Тот кисло усмехается и ставит штамп. Поезд трогается. До Риги еще три часа пути. За окном проносятся равнинные пейзажи Латгаллии, болота, озера, заброшенные хутора. Проезжаем Лудзу, Резекне, делаем остановку в Якобпилсе и с этого момента уже без остановок доезжаем до Риги.
Да, есть разница с Россией. Природа, конечно, та же - березки, сосенки, речушки. Но... что-то все же не то! Автомобили западных марок? Да нет наверное, в России этого добра полно. Наверное, все таки Прибалтика - это Прибалтика. Все как-то аккуратнее, спокойнее, мельче.
На вокзале в Риге меня встречает Ира. Прямо с рюкзаком Иришка уводит меня на компьютерную выставку, там мы встретились с Арвидом и домой возвращаемся уже все вместе.
Все последующие дни я, по большому счету, был предоставлен себе, ибо Ирке не дали отпуска, а максимум, что ей удалось заполучить - это парочку выходных дней, ну и конечно Пасхальные каникулы . На следующий день Ирка поинтересовалась у меня (так, между делом), есть ли у меня водительские права. Я ответил утвердительно. Дело оказалось в том, что ее подруга, Вика, счастливая обладательница шикарного, великолепного, супер современного, но....немножко старого и совершенно поломанного (Да простит меня Вика!) автомобиля БМВ - поедет с нами в Бауску и Рундальский дворец, но, ввиду того, что у нее нет водительских прав, то за шофера буду я! И все бы отлично, но оказалось, что у машины западает педаль сцепления и ее надо возвращать назад рукой, изогнувшись вчетверо, в то время, как вам сзади отчаянно сигналят другие автолюбители. Меня такая перспектива несколько смутила и я об этом честно сообщил девушкам, но мои претензии приняты не были. Вика рассердилась, надула губки, прыгнула в свой лимузин, тронулась с места с четвертой попытки и с ревом умчалась в неизвестном направлении. Нет, конечно же все обошлось! Она проехала пару улиц и застряла на каком-то перекрестке окончательно. Оттуда ее извлек приятель, специально для этой цели вызванный. Вот такая немного комическая история вышла.
Ирка на меня тоже чуть-чуть сердилась, но не сильно, поэтому мы дошли пешком до вокзала и выехали на дизеле в... Цесис! Да, именно туда. Почему так вышло - необъяснимо, сиюминутное решение, принятое одним из нас (сейчас трудно даже вспомнить, кем именно).
Цесис (Cesis) - милый, маленький городок в 70 км от Риги и в 15 от Сигулды, главной природной и исторической достопримечательности Латвии. В Сигулде мы уже побывали за год до этого, поэтому в эту поездку мы обошли вниманием эту жемчужину Гауйского национального парка. Цесис - городок преимущественно латышский, который пережил Советскую власть и сохранился почти в первозданном виде, как и 200 лет назад. В историческом центре городка, над небольшим, но живописным парком с прудом и скульптурами, возвышаются впечатляющие руины Цесисского замка, но не меньший интерес представляет просто прогулка по старинным узеньким улочкам Старого Цесиса, где можно найти действительно интересные здания 18-19 веков, собор, городской музей. Местный краеведческий музей несомненно заслуживает посещения. Музей на нескольких языках (даже на русском, что редкость в сегодняшней Латвии!) рассказывает об истории страны, народа, культуре. Много экспонатов, действуют выставки. Можно так же подняться наверх, на башню, откуда открывается панорамный вид на город.
Потом мы вернулись на вокзал, с тем, чтобы выехать назад в Ригу. Но тут, разглядывая расписание автобусов я обнаружил, что автобус в районный центр Валмера (Valmiera), что всего в 30 километрах к северу от Цесиса, вот-вот отправится. Город упоминался в путеводителе как один из туристических центров Латвии, там был замок крестоносцев, Костел, несколько интересных музеев. Я убедил Иришку туда поехать и вот, спустя минут сорок, мы уже вышли на автобусной станции Валмеры. Сразу оговорюсь - не принимайте слишком близко к сердцу печатные издания министерств туризма любой страны мира! Завлечь вас любой ценой - это их цель и их хлеб!
Валмерский замок состоял из двух остатков стены, одна напротив другой, а Костел был закрыт вообще, впрочем, он судя по всему был действительно очень старинным - XV века. Сразу за замком начинался очень милый лесопарк, с речушкой и дубовыми рощицами. Там мы погуляли, посидели на берегу реки и вернулись на автовокзал.
На следующий день я решил таки поехать в Бауску и Рундальский дворец, что неподалеку от Бауски. Автобусы туда отправляются чуть ли не ежечасно от рижского автовокзала, билет стоит 1,20 лата (около 2 долларов).
На один из автобусов я и сел. Меж тем погода испортилась, пошел дождь, счастье, что в это время я уже успел занять свое место в автобусе и лишь сквозь запотевшее окно наблюдал за меняющимися сельскими пейзажами и хуторами южной Латвии. На какое-то время я задремал, а проснулся от того, что мы остановились. Глянул на часы - уже час в дороге, то есть, в соответствии с расписанием - это уже Бауска. Не долго думая, я вышел из автобуса и огляделся по сторонам. Ничего не указывало ни на Громадную крепость , ни на Рундальский Дворец. Меж тем автобус развернулся и уехал.
Тут только я осознал, что это вовсе не Бауска! Подойдя к окошку справочной автовокзала я узнал, что нахожусь в городке Лечава (Lecava), а до Бауски еще порядка 20 километров! Следующий автобус отправлялся через час. За это время я прогулялся до большого белого Костела, что недалеко от автовокзала. Костел был закрыт, но рядом с ним находится старинное кладбище, некоторые могилы на котором датируются 18 веком! Потом я зашел пообедать в маленькую кафешку возле автовокзала.
Бауска - небольшой провинциальный городок в 65 километрах к югу от Риги, по дороге в Паневежис и Вильнюс. Известен благодаря массивной крепости, возвышающейся над речкой Лиелупе. В настоящее время в крепости ведутся реставрационные работы и, судя по всему, в очень скором времени Баусская крепость предстанет в первозданном виде. Вот только вопрос - не будет ли при этом загублен истинный колорит древней цитадели? От вокзала до крепости минут пятнадцать пешком. По правде говоря - я ожидал большего.
Реставрационные работы вещь, конечно, нужная, но на момент моего приезда крепость была буквально вся загорожена строительными лесами, а ее мощные стены укреплялись красным кирпичом и покрывались декоративной облицовкой.
Сделав полукруг вокруг крепости (завершить круг мне не удалось ввиду того, что южная сторона замка отвесно возвышается над берегом реки), потихоньку двинулся назад к вокзалу, дабы поспеть на автобус в Рундальский дворец. Спустя какое-то время подъехал старенький Рафик в Pilsrundale (Пилсрундале, или Рундальский дворец) и уже минут через десять я шагал по аллее в сторону главных ворот замка.
Рундальский дворец - настоящая жемчужина Латвии. Огромный дворец, построенный знаменитым архитектором Растрелли, как резиденция Курляндского герцога. Дворец окружен красивым парком, по типу парков Сансусси в Потсдаме, или Версаля. Сам дворец представляет из себя музей и открыт для посетителей круглый год. Прекрасно сохранилось убранство комнат, картины, фрески и многое другое.
До Рундальского дворца можно добраться, сев на автобус, либо маршрутное такси из Бауски (11 километров). Прямого сообщения с Ригой нет. Помимо этого несколько сложнее будет выбраться из Рундале назад в Бауску, ибо автобусы ходят редко (раз в 2-3 часа), поэтому имеет смысл заранее уточнить расписание. Я этого не сделал и попал впросак. Мало того, что моросил дождь, так автобусная остановка (никакого автовокзала там нет, только остановка посреди картофельных полей) была пуста и я был единственным пассажиром, так страстно желавшим вернуться в Бауску. На мое счастье откуда ни возьмись рядом затормозила машина и добрый местный житель подвез меня до Бауски, пожелав счастливого пути! В Ригу вернулся поздно вечером.
Литва
С вечера были куплены билеты на автобус Рига-Каунас ($7,50 за билет). Путь предстоял не близкий - около 5 часов. Время отправления экспресса Евролайнс нас не устроило (слишком рано утром), да и вся разница между экспрессом и обычным автобусом составляла меньше часа.
Автобус следовал через Елгаву (где в свое время выпускали микроавтобусы РАФ ), пограничный пункт Meitene/Milvydziai, города Шауляй, Кеданяй и наконец Каунас. Сразу после выезда с рижского автовокзала Ирка задремала, а я углубился в чтение ее дамских журналов, благо, их было прихвачено с собой с запасом!
Границу пересекли без вопросов, единственное - всех пассажиров заставили выйти из автобуса и пройти через пропитанную дезинфицирующим раствором тряпку, - последствия эпидемии ящура, поразившей Европу.
За окном тянулись однообразные сельские пейзажи, хутора сменялись маленькими городишками, пролески - вспаханными полями. Спустя какое-то время проехали Шауляй, довольно крупный город, то ли третий, то ли четвертый по величине в Литве. Городок довольно приветливый, но за исключением большого белого Кафедрального собора на вершине холма, чуть в стороне от центра города, ничего примечательного мы не заметили. Уже темнело, а мы все неторопливо ползли через Литву, делая остановки возле каждого кустика.
В Каунас прибыли уже довольно поздно, около десяти вечера. Попросили водителя высадить нас поближе к старому городу. Как только пересекли массивный мост через Нямунас (Неман), мы вышли и уже ориентируясь по купленной в ларьке карте города двинулись по направлению к предполагаемой гостинице.
Прошли через центр города, по Каунасскому Арбату - улице Лайсвас, переходящей в Вильняус. Эти две улицы пересекают Старый Каунас из конца в конец и именно от этих двух улиц ответвляются более мелкие, средневековые улочки. Старая часть города расположилась на своеобразном полуострове, окруженном с обеих сторон реками Нерисом и Нямунасом.
Погода было отвратительная - резко похолодало, дул пронизывающий ветер, улицы были пустынны. В конце концов после долгих поисков мы пришли к дверям хостела, который был указан в путеводителе и даже имел свой сайт в интернете. Но дверь была наглухо закрыта. После этого мы проделали довольно долгий путь в обратном направлении, пока не дошли до гостиницы Литува (Lietuva), что по адресу S.Daukanto gatve, небольшой улочке, пересекающей главную улицу Лайсвас, не более, чем в 50 метрах от угла. Гостиница очень старомодная, в небольшом четырехэтажном здании постройки начала прошлого века. Двухместные номера с ванной, туалетом и телевизором стоили 140 Lt (35 долларов). Не самое дешевое место в городе (скорее всего), но продолжать изнурительную беготню по холодному ночному Каунасу желания у нас не было и мы остановились здесь, тем более, что в стоимость включался завтрак и нам не пришлось бы с утра пораньше искать место покушать.
На утро мы вышли в город. Вещи оставили у администраторши. Первое, что бросается в глаза - полное отсутствие русской речи на улицах города. Это и не мудрено. Каунас и в советское время оставался самым литовским городом в республике, где и в те времена русскоязычное население едва доходило до 5% от общего числа.
Такого рашн-фрай , пожалуй, не было ни в одном городе Союза. Большую еврейскую общину Каунаса постигла трагическая участь всего литовского еврейства - в период 1941-44 годов все евреи Литвы были уничтожены фашистами, с которым в немалой степени сотрудничали и местные жители. В последние годы встал вопрос о возвращении имущества и недвижимости тем, кто его потерял, как в период немецкой оккупации, так и в Советское время. Вопрос этот остается очень болезненным как для литовцев, так и для евреев по сей день.
Сам город очень приятный. Там нет каких-либо выдающихся мест мирового значения, но несомненно очень интересно прогуляться по средневековым улочкам Старого города, зайти в его Церкви и Соборы. Небольшая Крепость, являющаяся одним из символов Каунаса - это не более, чем земляной вал, на котором сохранилась защитная стена, не более полутора метров в высоту и отстроенная заново Сторожевая башня, красный кирпич которой не особо гармонирует с ее исконным каменным основанием. Помимо Старого города, мы сходили в Музей чертей , где собраны фигурки чертей со всех концов света. Занятная выставка, заслуживающая посещения. Там же рядом располагался Военный музей, но Ирка категорически отказалось в него идти, несмотря на все мои уговоры... Потом мы прошлись до Городской синагоги, старинного светло-голубого здания со звездой Давида и годом 1872 . К сожалению она была закрыта.
Ближе к обеду мы зашли в гостиницу, взяли наши вещи и направились в сторону автовокзала. Наш автобус на Вильнюс отходил в 16:00 и у нас еще оставалось время прогуляться по соседнему парку.
Из Каунаса в Вильнюс ведет современная скоростная автострада и уже через час с небольшим мы прибыли на автовокзал Вильнюса. Автовокзал удобно соседствует с железнодорожным вокзалом, а прямо напротив располагалась гостиница Gintaras , самая дешевая гостиница в Старом Вильнюсе. Это старый, советский отель , с длинными коридорами и тесными комнатенками. Впрочем, с учетом его центрального месторасположения и непосредственной близости как к старому городу, так и к вокзалу, а так же дешевизны - 110 lt (27 долларов) на двоих - нас это полностью устраивало. Душ в номере представлял из себя дырку в полу, что несколько коробило, впрочем, горячая и холодная вода были в наличии.
Немного передохнув и собравшись с силами, вышли на прогулку в Старый Вильнюс, но перед этим зашли на вокзал и приобрели билеты на завтрашний поезд до Резекне. Поезд нам выпал проходящий - Вильнюс - Санкт-Петербург, отправлялся около 7 вечера и у нас в запасе оставался целый день на прогулки по Вильнюсу. Город очень красивый, а старая его часть раскинулась на достаточно большой территории. Судя по путеводителю, Старый город Вильнюса является одним из самых крупных в Европе.
Сразу обращает на себя внимание разнообразие его архитектурных стилей: русские церкви, католические костелы, башни, средневековые укрепления, средневековые дворики и узенькие улочки. Гуляя по городу, мы прошли мимо Канцелярии литовского президента Адамкуса, затем мимо средневекового комплекса зданий Вильнюсского университета. Знаменитая башня Гедиминоса, символ Вильнюса, имеет богатую историю, но в плане интереса для туриста сама по себе вряд ли представляет из себя много. Значительно более впечатляет панорама, открывающаяся с башни на город. Потом мы прошлись до Собора Св. Анны, оригинального готического храма, напоминающего Парижский Нотр-Дам. Там как раз шла служба.
Потом покушали в кафешке на улице Pilies - главном Вильнюсском Арбате и завершили вечернюю прогулку посещением Кафедрального Собора. На следующий день ситуация складывалась следующим образом: гостиницу нам следовало покинуть до полудня, с этого момента и до 7 вечера предстояло гулять по Вильнюсу, не имея крыши над головой. Это нас не устрашило и оставив вещи у администраторши, мы вновь вышли в город.
В этот раз мы первым делом зашли в городскую синагогу (1903), единственную из более чем 100 (!) чудом сохранившуюся после Второй мировой войны, когда 99% литовских евреев было уничтожено фашистами, а все то, что напоминало о 750 летней истории литовского еврейства - стерто с лица земли.
Неподалеку от Вильнюса, в местечке Панеряй (Paneirai), находится мемориал памяти 100 тысяч жителей города, расстрелянных немцами и литовскими националистами в период 1941 - 44 годов, из которых около 70 тысяч составляли евреи. Туда мы не поехали.
В синагоге как раз завершился Седер-Песах, на который мы, естественно, опоздали. Народ расходился. Ко мне подошел раввин, как оказалось - из Иерусалима. Он тут руководил пасхальным застольем. Поинтересовался откуда, какими судьбами в Вильнюсе. Я ему рассказал о нашем путешествии. Мы покушали мацу, даже взяли немного с собой.
В оставшееся до отправление время, несмотря на снегопад и ветер, обошли Старый город, покушали в ресторане Тбилиси-Баку , при этом ждать нас заставили около часа, что было возмутительно, но в этом, отдельно взятом случае, было нам на руку - где еще в тепле и комфорте можно провести время, лишь поглядывая в окна на закутанных с головы до ног горожан, спешащих домой?
Прогулялись до проспекта Гедиминоса, где Ирка дала себе волю - мы обошли вероятно все магазины женской одежды и бутики Вильнюса, от чего я пришел в состояние полной прострации и отчаяния!
...Поезд отошел точно по расписанию. Вагон совершенно пустой, кроме нас там находилось еще человек 10, не более. Судя по всему дело было в том, что соседняя Латвия ввела транзитные визы для пассажиров поездов, следующих через ее территорию. Речь идет о российских поездах из Санкт-Петербурга в Калининград, которые следуют через Латвию и Литву. В связи с этим складывалась парадоксальная ситуацию, когда россиянам, едущим из России в Россию же, в Калининград, надо было получать визу в... Латвию!
Первой реакцией на нововведение стало резкое снижение пассажиропотока на этом направлении, а что будет дальше - предсказать трудно. Еще больший вопрос в том, что будет, когда Прибалтика вступит в Евросоюз, что будет означать еще большее ужесточение пограничного режима.
Впрочем, сей каверзный вопрос мы предпочли оставить В. В. Путину и его Прибалтийским коллегам, а сами поужинали и углубились в чтение припасенных газет и журналов. До Резекне оставалось часов 5 пути и я попытался поспать, но безрезультатно. Задремал прямо перед границей с Латвией и тут же был разбужен вошедшими в вагон пограничниками. Литовцы вскользь глянули на паспорта, прошли дальше по вагону, а латыши ожидали на станции прибытия. Больше заснуть мне не удалось и оставшееся время я читал книгу.
Перед самым прибытием в Резекне я разбудил Ирку и она позвонила родителям, чтобы они нас встретили на вокзале и отвезли в Лудзу. На станции было пустынно, за исключением нескольких полицейских, явно ожидавших толпу пассажиров, а увидавших только нас двоих с Иркой!
Маленькое здании станции, с надписью Rezekne , только без буквы e . Провинция. В здании вокзала нас ожидал паспортный контроль. Ирку проверили быстро, а вот со мной вышел казус. Пограничница долго мудрила над компьютером, тяжко вздыхая и качая головой. Это состояние продолжалось минут десять, после чего она поставила штамп в мой паспорт и вернула его мне.
|