Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Городской транспорт в Латвии

News image

Внутригородское сообщение осуществляется трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными и обычными такси, работающими с 6.00 до 23.00.

Как доехать до Эстонии

News image

На самолете Estonian Air летает три раза в неделю из Москвы в Таллин (1ч.40мин.),

По следам двух войн в лесах Тахкуна

News image

Железного хлама на Хийумаа хватает. В некоторых местах его даже очень много. Например, в северной части полуострова Тахкуна, где находятся самые мощные и самые комплексные защитные сооружения Эстони...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Вместе веселее

Я нашла тут себе в дорогу попутчицу. Элю с дочкой. Мы с ними по-настоящему подружились. Надеюсь, не только я но и они остались д...

стоит ли ехать в латвию? ДА СТОИТ!

Тема такая, в июне был в Прибалтике. Ездили молодыми семейными парами. У моей родственники в Риге, хотели летом навестить, а пот...

Визовый вопрос

Я нежно болен вспоминаньем детства С.Есенин

Истории и отзывы туристов:

Встреча Нового года в Таллине - декабрь 2000 - январь

News image

Перед Новым Годом возник вопрос - куда ехать (две пары), чтобы не дорого, но приятно отдохнуть, не обременяя заботами о праздничном столе и других н...

О Вильнюсе в феврале 2010 года

News image

Хочу поделиться впечатлениями от поездки в Литву. Здесь мы с мужем провели небольшие выходные, всего-то три полных дня с 2-мя ночевками.

Весеннее путешествие дикарем

News image

апрель 2004 Россия – Латвия – Литва – Украина – Румыния – Болгария - Македония

Курорты Прибалтики:

Алуксне

News image

А луксне (латыш. Alūksne, др.-рус. Олыста, Алыстъ, Волыстъ, нем

Лихула

News image

Лихула (эст. Lihula, нем. Leal) — город волостного подчинения в Ляэнеском уезде Эстонии.

История города Лимбажи

News image

Лимбажи – один из старейших городов Латвии. Лимбажский край был населён ещё до нашей эры. В девяти километрах от Лимбажи расположены каменные могиль...

На заметку:

Съедобные цеппелины

News image

Несмотря на то что балтийские страны соседствуют друг с другом, их обычаи и, в том числе, кухня, сильно отличаются друг от друга.

О мышах в Латвии

News image

В начале 2009 года я неожиданно познакомился с новым для себя значением слова мыши - в его английском варианте. Оказалось, что аббревиатура MICE о...

Кухня Латвии

News image

Блюда местной кухни достаточно просты на вид, но сытны и очень вкусны. Кулинарные традиции страны вобрали в себя рецепты балтийских народов с элемен...