Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

В Литву поездом: границы

News image

Поезда (в частности N183 которым ехал я) попадая из Литвы в Россию проезжают через кусочек Латвии (со ст. Резекне и Даугавпилс). Последний о/п в России и таможня - Пыталово (заниамет 74-минутную зад...

Климат Литвы

News image

Переходный от морского к континентальному, определяется морскими воздушными массами с Атлантики и Балтийского моря. Влажный морской ветер умеряет летнюю жару и смягчает зимние холода. Лето - нежарко...

Инфоpмация о поpядке офоpмления визы в Эстонскую Респ

News image

МИД Эстонии, vminfo@vm1.vm.ee ОБЩИЕ ОСHОВАHИЯ Иностpанные гpаждане и лица без гpажданства могут пеpесекать госудаpственную и администpативную гpаницу Эстонской Pеспублики пpи наличии въезде и выез...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Прибалтийские столицы

Посмотреть прибалтийские столицы хотелось самостоятельно и с наименьшими затратами. Поэтому три города были разделены на две пое...

Аквапарк ЛИВУ в Юрмале

Это огромнейшее строение на берегу Рижского залива. Составляющий некий тропический рай из многочисленных водоемов, бассейнов и р...

Зимняя сказка

В Латвию мы отправились на автобусе, с Рижского вокзала, сквозь Россию и СНГ и через 13 часов пути Юрмала встретила нас непривет...

Истории и отзывы туристов:

Отдых для мозгов или два дня в Пярну

News image

март 2006 Я люблю Эстонию. Потому что с ней связано много приятных воспоминаний, там мне всегда было хорошо, там можно великолепно отдохнуть. Это...

Об одном из ресторанчиков Риги

News image

сентябрь 2009 Расскажу об одном из ресторанчиков Риги. Как говорится: шли, шли и случайно нашли.

Европейская культурная столица

News image

январь 2009 Утром вернулся из Вильнюса, где провел Новогоднюю ночь и еще два дня 2009-го по случаю получения городом статуса Европейской культурной...

Курорты Прибалтики:

Прейли

News image

Прейли (латыш. Preiļi, латг. Preili) — город в Прейльском крае Латвии, краевой центр. Имя Прейли впервые в анналах истории упомянуто в 1348 году

Стренчи

News image

Стренчи (латыш. Strenči) — небольшой город на северо-востоке республики Латвия, в исторической области Видземе. До реформы 1 июля 2009 года входил в...

Кандава

News image

Ка ндава (латыш. Kandava, нем. Kandau) — город в Латвии, расположенный на берегу реки Абава, между Северо-Курземской и Восточно-Курземской возвышенн...

На заметку:

Шоппинг в Латвии

News image

Что привезти: изделия из дерева, керамики и янтаря, знаменитый рижский бальзам Melnais Balzams, шоколадные конфеты известной кондитерской фабрики La...

Кто едет в Юрмалу

News image

Среди бывших прибалтийских советских республик самой известной и посещаемой всегда была Латвия. Сейчас, из-за известных политических проблем, многие...

Коммуникации и связь в Латвии

News image

Интернет Wi-Fi-доступ можно получить в более чем 50 пунктах по всей стране. В основном, точки доступа расположены в Риге и других крупных городах...