Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Формальности и правила въезда в Эстонию

News image

При въезде в Эстонию по требованию сотрудника пограничной службы необходимо доказать наличие достаточной суммы денежных средств (наличные деньги, выписка из банка, справка о доходах или дорожные чек...

Авиаперевозки по Латвии

News image

В силу небольших размеров страны внутреннее авиасообщение в Латвии развито слабо. В настоящее время существует лишь один маршрут - Рига - Лиепая, выполняемый авиакомпанией Air Baltic

Литовцы повысили плату за срочность

News image

С 16 января увеличен размер консульского сбора за срочное оформление въездных литовских виз. Однако, как пояснили корреспонденту i в консульском отделе посольства Литвы в Москве, цены на литовские...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Новогодняя Рига. Инструкция к самостоятельной поездке

ганзийскими улочками старого города, лютеранскими церквями и церквушками, своими легендами. О поездке в Ригу задумывались неско...

Отзывы о Риге

Достопримечательности Риги:Это - Лидо . Это сеть ресторанчиков с очень вкусной кухней и хорошими ценами. Рассказ о самом большо...

Рига - Впервые побывала в Риге

Впервые побывала в Риге. Старая Рига-это сказка. Сразу представила себя Гердой. Захотелось залесть на крышу, поболтать с Каем

Истории и отзывы туристов:

Лечебный курорт Друскининкай, санаторий Эгле

News image

август - сентябрь 2004 Что можно сказать о курорте?

Шауляй

News image

апрель 2010 Шауляй - один из крупных литовских городов. Находится недалеко от латвийской границы. Ехал туда из Елгавы. Дорога с латышской стороны -...

Из Риги на Мальту: сквозь неизбежные тернии

News image

октябрь 2007 Интересная вещь. Никак не могу избавиться от того, что при возникновении жесткой конфликтной ситуации у меня начинается головная боль....

Курорты Прибалтики:

Культура, образование Елгавы

News image

Учебные заведения В Елгаве действуют три основные школы:

История Йыхви

News image

Что означает Йыхви? На этот вопрос отвечают не задумываясь, это означает «йыхвикас» (клюква).. Но «йыхвикас» больше подходит к названию болота, чем ...

Легенда о возникновении Риги

News image

Когда-то, в древние времена, когда Риги ещё не было, огромный человек — Большой Кристапс — переносил людей вброд через Даугаву в том месте, где сейч...

На заметку:

Найди для себя Вирумаа

News image

Вирумаа 1. Нарва История города - пестра, датирована многими завоеваниями. В 13 веке построили датчане на западном берегу реки крепость. Права гор...

Географическое положение Латвии

News image

Государство на северо-востоке Европы, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Эстонией, на востоке - с Россией, на юге - с Бел...

Противоречивый Ида-Вирумаа ждет гостей

News image

На протяжении долгих лет я считала характерными особенностями Ида-Вирумаа лишь наличие производства горючего сланца да обилие русского населения, од...