Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Необходимые телефоны и адреса Латвии

News image

Справочные телефоны Справочная служба на русском языке - 118 или 777-07-77.

Курортное лечение — пакетами

News image

Эстония начала развивать санаторное дело в 1998 году и по сравнению с другими странами Балтии занимается этим наиболее активно: участвует в выставках, рекламирует свой продукт за рубежом и вообще пр...

В Литву поездом: границы

News image

Поезда (в частности N183 которым ехал я) попадая из Литвы в Россию проезжают через кусочек Латвии (со ст. Резекне и Даугавпилс). Последний о/п в России и таможня - Пыталово (заниамет 74-минутную зад...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Курорты и города Прибалтики:

Авторизация

Впечатления!

Рассказ. Мир Мюнхаузена - романтическая Латвия

Я очень люблю свою Латвию.  И хочу немного показать её вам.  Это будет первым из задуманных мною маленьких путешествий по Латвии...

Аквапарк ЛИВУ в Юрмале

Это огромнейшее строение на берегу Рижского залива. Составляющий некий тропический рай из многочисленных водоемов, бассейнов и р...

Рассказ. Автопробег по побережью Лиепая — Вентспилс

Продолжая свои новогодние каникулы, мы отправились из Лиепая вдоль побережья Балтийского моря в сторону Вентспилса. Хочу сразу о...

Истории и отзывы туристов:

Романтический weekend в Таллинне

News image

май 2005 Устав от зимы и трудовых будней, мы решили, что майские праздники - самое подходящее время развеяться и куда-нибудь съездить. Желающих к н...

Самостоятельное путешествие по Латвии и Литве

News image

май 2002 ... Около четырех часов дня я был уже в Москве, быстро, по армейски собрался, успел принять душ и побриться и минут за десять до отправл...

Рига - январь 2010

News image

январь 2010 В Ригу мы поехали случайно, так случилось что НАДО, т.е это была не тур.поездка а скорее деловая, приключения начались еще с посольства...

Курорты Прибалтики:

Пилтене

News image

Пилтене (также Пильтене, Пильтен; латыш. Piltene) — город на западе Латвии, в Курземе. По новому (2009 год) административному делению Латвии находит...

Кунда

News image

Ку нда (эст. Kunda) — город на севере Эстонии, в уезде Ляэне-Вирумаа. Город известен с XIII века. До середины XIX века Кунда оставался небольшим пос...

Цесис

News image

Цесис (латыш. Cēsis, др.-рус. Кесь, польск

На заметку:

Наша бывшая Европа

News image

Литва некогда являлась величайшим государством Восточной Европы, простираясь на солидную часть нынешних Белоруссии, Украины и России - по некоторым ...

Противоречивый Ида-Вирумаа ждет гостей

News image

На протяжении долгих лет я считала характерными особенностями Ида-Вирумаа лишь наличие производства горючего сланца да обилие русского населения, од...

Съедобные цеппелины

News image

Несмотря на то что балтийские страны соседствуют друг с другом, их обычаи и, в том числе, кухня, сильно отличаются друг от друга.