Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Авиаперевозки по Эстонии

News image

Внутренние авиарейсы осуществляются авиакомпаниями Air Livonia и Avies из аэропорта Таллин в Кюрессааре (остров Сарремаа) и Кярдла (остров Хийумаа). По данным направлениям имеется 3-4 ежедневных рей...

Формальности и правила въезда в Литву

News image

При въезде на территорию Литвы необходимо предъявить загранпаспорт с действующей национальной литовской визой либо шенгенской визой. Кроме этого пограничные службы часто требуют предъявить полис мед...

Посольства и консульства Литвы

News image

Посольство Литовской Республики в Российской Федерации Адрес: 121069, Москва, Борисоглебский пер., д. 10, м. Арбатская

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Рассказ. Рига из детских сказок

В уютных старых улочках пахнет шоколадом и кофе, крыши и фасады домов похожи на сказочные пряничные домики, снежинки падают вели...

Рассказ. Праздник улицы Карлинес

В Вентспилсе, городе на Венте, летом скучать некогда. Каждые выходные проходят интересные мероприятия. В последнюю субботу авгус...

Рассказ. Балтийский песочек для коллекции

...Сколь ни терзали нас сомнения из-за июльского аншлага на всем побережье

Истории и отзывы туристов:

Город мастеров или февральские праздники в Таллинне

News image

февраль 2006 Идея съездить в Таллинн нас посетила, когда на февральские праздники не нашлось ни одного достойного тура Финляндия-Швеция, как мы пла...

Шоппинг в Риге

News image

январь 2007 Погода наладилась – зима с морозом и солнцем наконец-то посетила наши края. На душе уже не так сумрачно и вполне можно позволить себе н...

Новогодний тур, Вильнюс-Тракай

News image

январь 2006 Хотим поделиться впечатлениями от встречи Нового Года в Вильнюсе.

Курорты Прибалтики:

Синди

News image

Синди (эст. Sindi) — город (с 1938) в Эстонии. Спутник Пярну.

Курорты в Эстонии

News image

Курорты Эстонии особенно привлекают туристов летом. Это, прежде всего, расположенные на морском побережье Пярну, Хаапсалу, Курессааре, Тойле и Нарва...

Саласпилс

News image

Са ласпилс (латыш. Salaspils, до 1917 года Кирхгольм нем. Kirchholm) — город в Латвии, в 18 км к юго-востоку от Риги, на восточном берегу реки Дауга...

На заметку:

Один день в Паланге

News image

Мы ехали в Палангу со стороны Куршской косы. Небольшой проливчик, оба берега которого можно охватить одним не слишком широкоугольным объективом, – и...

Формальности и правила въезда в Латвию

News image

При въезде на территорию Латвии необходимо предъявить загранпаспорт с действующей национальной латвийской визой, либо шенгенской визой. Кроме этого ...

Курортное лечение — пакетами

News image

Эстония начала развивать санаторное дело в 1998 году и по сравнению с другими странами Балтии занимается этим наиболее активно: участвует в выставка...