Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае
Прибалтика - Впечатления

  рассказ. фортификационные сооружения лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатлили фортовые сооружения Лиепае.

Я была потрясена т.н. фортификационным искусством инженеров тех лет, создавших эти удивительные полностью автономные батареи. Но еще более удивила меня их бесславная история , их взорванное прошлое . Потому что еще не зная о них ничего, в голове рисовались ужасные картины того, как здесь было жарко , что могло твориться в боях, приведших к таким разрушительным последствиям!! История же этих камней хранит совсем другие тайны.

С самого начала - задумки были поистине грандиозные. В 80х гг. 19 века шло бурное обсуждение возможного ведения войны с Германией. Причем большинство военной элиты сходились во мнении, что с  Германией придется вести исключительно оборонительную войну, поэтому будет рациональным обезопасить приморский фланг армий, прикрывающих западную границу, от сильного немецкого десанта. Созданная по этому вопросу комиссия, состоявшая из офицеров армии и флота, пришла к выводу, что защитить побережье от высадок без помощи флота невозможно. Самым выгодным решением посчитали создание незамерзающего передового порта, вмещающего определенное количество броненосцев, крейсеров и миноносцев, а для защиты кораблей от нападения с суши и с моря намечалось строительство крепости.  Выбор места пал на Лиепае, т.к. у города было отличительное стратегическое расположение, незамерзающая гавань, к тому времени уже была построена сеть железных дорог, которые вели бы в тыл приграничных крепостей.

Строителем порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. В Англии и Германии закупили необходимое оборудование. Были решены вопросы о строительстве временной гавани, началось строительство бетонного завода, которое шло правда с проволочками, то механизмы не налаживались, то погода подводила. Но вскоре завод был запущен и началась отливка бетонных блоков и волноломов. На строительстве порта трудилось более 5000 человек со всех ближайших окрестностей, и даже из Витебской губернии, работы шли и днем и ночью. Предварительно перед началом строительства сооружений  вдоль побережья был вырублен лес полосой в ширину 375 метров.

Торжественная закладка порта состоялась 12 августа 1893 г. Предварительно все территории тщательно убрали, построили амфитеатр, в гавань порта вошли корабли Балтийского флота, также в порт вошла императорская яхта Полярная Звезда в сопровождении броненосца. Император Александр III открыл церемонию, положил в специально подготовленные массивы серебряные монеты. А затем поверх монет были помещены закладные доски, а поверх них — именные закладные камни. Оба массива уложили в назначенное место северного мола.  Жилой городок запланировали построить в полукилометре от морского берега.

Следуя утвержденному проекту, в море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный восемью батареями, защищенными водяным рвом. Укреплялись так же перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры.

В ходе продвигающегося строительства, следуя выводам очередной комиссии, было решено, что крепостные сооружения форта должны быть в состоянии обороняться своими силами, без участия флота, который может отступить в Рижский или Финский заливы. Удалось согласовать и тип береговых батарей, но вот мнения относительно аванпортных батарей разошлись: морское ведомство стояло за рассредоточенные броневые башни, а военное — за обычные орудийные дворики. Тем временем в крепости завершилось возведение береговых батарей и началась установка орудий. Артиллерийское имущество подвозили и морем, и по железной дороге, доставляя немалые хлопоты крепостному артиллерийскому управлению. Если сами орудия и их лафеты прибывали непосредственно на место установки, то прочее имущество приходилось перегружать на подводы, а то и на тележки, которые солдатам предстояло тянуть более семи километров, отделявших крепость от железнодорожной станции. Строительство должно было быть окончено к 1906 году.  Но к этому времени, похоронив морскую мощь в войне с Японией , высшее военное руководство, ссылаясь на постоянные изменения военной техники, требующие перемены оборудования мастерских и складов, приказал завершить уже начатые постройки в Лиепае, не приступая к новым. А в 1910 году вообще издало предписание оборонительные сооружения Лиепайской крепости подготовить к уничтожению во время войны.

Что в скором времени и произошло. (( Было взорвано практически все, что построено перед Первой Мировой войной.

19 июля 1914 года Россия объявила войну Германии. Уже на следующий день немецкие крейсеры Аугсбург и Магдебург произвели бомбардировку Лиепае.  Обстрел произвел такое сильное впечатление на командующего в то время портом контр-адмирала А.С.Загорянского-Кисель, что он приказал уничтожить портовые сооружения и затопить на входе в порт корабли.  Какое-то еще короткое время флот еще базировался в Лиепае, в том числе и английские подводные лодки Е-1 и Е-9.  Но вскоре, не позднее чем через год, командующий Балтийским флотом приказал оставить Лиепаю.. Оставшиеся крепостные батареи и мосты через канал были взорваны навсегда...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Религиозный туризм для чайников

News image

Строгие бабушки в темных платках и длинных юбках ездят на стареньком автобусе по православным монастырям - некоторые из нас именно так представляют себе паломнический тур. Между тем, в путешествие п...

Рига. Ностальгия по будущему

News image

Вечером Вецрига – Старая Рига – превращается в воспоминание. Часов в восемь с площади у Памятника Свободы уходят торговцы цветами, уносят ведра с нежными розовыми, фиолетовыми, синими букетами, – ни...

Процедурная Прибалтика

News image

Преимущества лечения в прибалтийских странах очевидны. Во-первых, поездка туда не связана с дорогим авиаперелетом - до всех курортов Прибалтики от Москвы или Петербурга легко добраться на поезде или...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Вместе веселее

Я нашла тут себе в дорогу попутчицу. Элю с дочкой. Мы с ними по-настоящему подружились. Надеюсь, не только я но и они остались д...

Обман потребителя

Я поддалась рекламе банка с предложением оформить вклад и получить от его партнёра Формула Домина купон на проживание со скидкой...

Визовый вопрос

Я нежно болен вспоминаньем детства С.Есенин

Истории и отзывы туристов:

Шоппинг в Риге

News image

январь 2007 Погода наладилась – зима с морозом и солнцем наконец-то посетила наши края. На душе уже не так сумрачно и вполне можно позволить себе н...

Лечебный курорт Друскининкай, санаторий Эгле

News image

август - сентябрь 2004 Что можно сказать о курорте?

Латвия, Рига

News image

сентябрь 2005 Виза Визу оформляла самостоятельно, благо приглашение прислала подруга. Страховку купила заранее в Стандарт-резерве . К посольству ...

Курорты Прибалтики:

Пляжные курорты Литвы

News image

Паланга Протяжённость песчаного пляжа с примыкающим к нему сосновым бором - более 10 км. Пляжи Паланги - широкие, просторные, с мягким и чистым пес...

Тарту

News image

Тарту (эст. Tartu, нем. Dorpat, Dörpt; в 1030—1224 и в 1893—1919[1] Юрьев, в 1224—1893 русск. Юрьев, Дерпт) — город на реке Эмайыги

Икшкиле

News image

И кшкиле (латыш. Ikšķile, нем. Uexküll) — город (с 1992 года) в Икшкильском крае Латвии, расположен на правом берегу реки Даугава, в 28 км от столиц...

На заметку:

Автобусное сообщение в Эстонии

News image

Главные города Эстонии связаны между собой удобным автобусным сообщением. Автобусы экспресс-линий достаточно современные и комфортабельные, расписан...

Противоречивый Ида-Вирумаа ждет гостей

News image

На протяжении долгих лет я считала характерными особенностями Ида-Вирумаа лишь наличие производства горючего сланца да обилие русского населения, од...

Климат в Латвии

News image

Умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января от колеблются - 2 С до +7 С, июля - от +16 С до +18 С. Осадков выпа...