История Нарва-Йыэсуу
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история нарва-йыэсуу

Основан, вероятнее всего, в XIV веке как место рыболовства жителей деревни Кудрукюла. Развитию поселения способствовала активная торговля в Нарве, которая в свою очередь являлась морскими воротами. В начале XVI века в Нарву-Йыэсуу переместился рыбный промысел из Нарвы, о чём упоминается в 1503 году в приказе гермейстера Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга: «…так как вследствие постройки крепости Ивангорода очень притесняется рыболовство, то оно с настоящего времени должно производиться при устье реки Наровы, в открытом море, и для этой цели на суше должны строиться хижины и домики для высушивания сетей и тенет». Данный приказ является первым упоминанием о Нарва-Йыэсуу. Позднее немцы стали называть посёлок Гунгербургом, в период Ливонской войны он получил русское название Усть-Нарва, которое позднее было вновь заменено немецким, а в 1922 году посёлок был переименован в Нарва-Йыэсуу.

Существует легенда, согласно которой название «Гунгербург» посёлку присвоил Пётр I. В начале Северной войны он осматривал устье реки Наровы с целью сооружения здесь инженерных сооружений. Проголодавшись, он попросил у местных жителей поесть, но они были настолько бедны, что не смогли накормить царя. После чего Пётр I воскликнул: «Гунгербург», что в переводе с немецкого означает «голодный город».

Купальня

В начале Ливонской войны (1558—1583) Нарва была занята русскими войсками, и для защиты города с моря в Усть-Нарве была построена деревянная крепость. В этот период происходит экономический подъём Усть-Нарвы за счёт активизации Нарвской торговли. В 1579 году крепость была сожжена шведами и в реку вошел шведский флот, блокировав морской путь к Нарве. С 1581 года по 1704 год город находился под контролем Швеции.

Конец XVI века — первая половина XVII века характеризуется упадком Нарвской торговли и, соответственно, экономическим упадком Гунгербурга. В середине XVII века снова произошла активизация торговли с Нарвой и подъём Гунгербурга. В 1646 году в Гунгербурге был создан постоянный лоцманский пункт.

Выход к морю около санатория «Нарва-Йыэсуу»

Маяк

В ходе Северной войны (1700—1721) русские войска возвели в Гунгербурге укрепления и береговые батареи, которые закрыли Нарву от шведского флота. После взятия Нарвы русскими войсками произошло существенное увеличение потока торговых судов через Гунгербург.

В XIX веке значение Нарвы, а вместе с ней и Гунгербурга, как портового узла уменьшилось. Сказалась мелководность устьевой части Наровы. Крупные суда не могли пройти по реке, и из-за песчаного грунта Нарвского залива во время штормов суда срывало с якорных стоянок. Проводившиеся работы по обустройству русла результатов не принесли. В конце XIX века за счёт становления промышленности в Нарве снова увеличился транспортный поток через Гунгербург.

В 1838 году французом Жуссоном в Гунгербурге было построено первое предприятие — лесопильный завод, который прекратил своё существование в 1849 году. Петербургскими купцами Гердау и Лиддерту в Гунгербурге были открыты ещё несколько небольших предприятий по производству уксуса и красок, которые вскоре тоже прекратили своё существование.

С 1872 года Гунгербург начинает развиваться как дачный посёлок и курорт. В посёлок устремилась знать Петербурга,Москвы, Костромы и Ярославля. Активно развивалось дачное строительство. В 1882 году был построен кургауз, который сгорел в 1910 году. В 1876 году была построена первая водолечебница, в 1902 году — вторая. В 1909 году был построен санаторий. В начале XX века в Гунгербурге был выделен лесной массив, который позднее стал парком, а в 1912 году был построен новый кургауз, который был спроектирован известным петербургским архитектором М. С. Лялевичем. В те годы было установлено регулярное пароходное сообщение с Петербургом.

В конце XIX—начале XX века на пляже Гунгербурга вошли в моду кабины для купания в морской воде. Купальщиков везли в море в специальных купальнях, которые были приспособлены для купания и переодевания в воде. Сначала эту услугу оказывали с помощью лошадей, в дальнейшем эту услугу стали оказывать мужчины. Услуга была платной, поэтому ею пользовались только состоятельные девушки и женщины.

Во время Великой отечественной войны посёлок был практически полностью разрушен, включая кургауз и портовые сооружения. В 1950-е—60-е годы идёт восстановление курорта, строятся пионерские лагеря, дома отдыха и санатории. Посёлок становится всесоюзной здравницей. Так же развивалась и промышленность — были построены рыбопромышленные и судоремонтные предприятия.

В 1991 году, после провозглашения независимости Эстонии и введения визового режима с Россией, поток туристов резко уменьшился, что сказалось на экономике курорта.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Гостиницы в Литве

News image

В Вильнюсе отели более высокого уровня, чем в скандинавских странах. Большинство гостиниц отремонтировано, восстановлено либо куплено и реконструировано известными мировыми цепочками. Отельная база ...

Передвижение и транспорт в Литве

News image

Дороги и правила вождения Трассы, связывающие крупные города, обычно соответствуют европейским стандартам. Большинство сельских дорог достаточно узкие, часто отсутствует разметка и слабое освещен...

Страна белой трясогузки

News image

Пожалуй, никакая другая нация в Европе не заботится так о собственной самобытности, как латыши. У них множество национальных символов. Помимо традиционных -- флага, герба и гимна,-- в Латвии есть на...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Прибалтийские столицы

Посмотреть прибалтийские столицы хотелось самостоятельно и с наименьшими затратами. Поэтому три города были разделены на две пое...

Вместе веселее

Я нашла тут себе в дорогу попутчицу. Элю с дочкой. Мы с ними по-настоящему подружились. Надеюсь, не только я но и они остались д...

Рассказ. Рига - бальзам на душу любителя шпротов и арт-нув

У меня есть дача в Кратово. Это посёлок в 20 км. к юго-востоку от Москвы. Озеро, песок и сосны

Истории и отзывы туристов:

Долгая дорога к дюнам. Неринга, Паланга, Кретинга

News image

январь 2003 Неринга - это условное объединенное название четырёх рыбацких посёлков (Юодкранте, Нида, Прейла и Пярвалка), расположенных на Куршско...

Латвия (Рига, Юрмала)

News image

ноябрь 2003 Латвия стала 2 страной после Эстонии, которую я решил посетить в рамках поездки по странам Балтии. В отличие от эстонского посольс...

Город spa и марципана

News image

март 2007 Мне просто на роду написано попадать в Эстонию из Перми! Ведь и в прошлый раз, два с половиной года назад, я ехала в Таллин прямо с сам...

Курорты Прибалтики:

История города Лимбажи

News image

Лимбажи – один из старейших городов Латвии. Лимбажский край был населён ещё до нашей эры. В девяти километрах от Лимбажи расположены каменные могиль...

Салдус

News image

Са лдус (латыш. Saldus) — город в Латвии. Количество жителей — 12637, площадь — 1010 га, плотность населения — 125 чел./км²

Екабпилс

News image

Е кабпилс (латыш. Jēkabpils, латг. Jākubmīsts, Крустпилс, до 1917 г. Якобсштадт, Крейцбург[1] ) — город в Латвии, находящийся примерн...

На заметку:

Передвижение и транспорт в Литве

News image

Дороги и правила вождения Трассы, связывающие крупные города, обычно соответствуют европейским стандартам. Большинство сельских дорог достаточно ...

У балтийского берега

News image

Паланга - не только морской курорт. Туристам здесь предлагают разнообразные спортивные развлечения и богатую экскурсионную программу. В Паланге 2...

Формальности и правила въезда в Латвию

News image

При въезде на территорию Латвии необходимо предъявить загранпаспорт с действующей национальной латвийской визой, либо шенгенской визой. Кроме этого ...