История Нарва-Йыэсуу
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история нарва-йыэсуу

Основан, вероятнее всего, в XIV веке как место рыболовства жителей деревни Кудрукюла. Развитию поселения способствовала активная торговля в Нарве, которая в свою очередь являлась морскими воротами. В начале XVI века в Нарву-Йыэсуу переместился рыбный промысел из Нарвы, о чём упоминается в 1503 году в приказе гермейстера Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга: «…так как вследствие постройки крепости Ивангорода очень притесняется рыболовство, то оно с настоящего времени должно производиться при устье реки Наровы, в открытом море, и для этой цели на суше должны строиться хижины и домики для высушивания сетей и тенет». Данный приказ является первым упоминанием о Нарва-Йыэсуу. Позднее немцы стали называть посёлок Гунгербургом, в период Ливонской войны он получил русское название Усть-Нарва, которое позднее было вновь заменено немецким, а в 1922 году посёлок был переименован в Нарва-Йыэсуу.

Существует легенда, согласно которой название «Гунгербург» посёлку присвоил Пётр I. В начале Северной войны он осматривал устье реки Наровы с целью сооружения здесь инженерных сооружений. Проголодавшись, он попросил у местных жителей поесть, но они были настолько бедны, что не смогли накормить царя. После чего Пётр I воскликнул: «Гунгербург», что в переводе с немецкого означает «голодный город».

Купальня

В начале Ливонской войны (1558—1583) Нарва была занята русскими войсками, и для защиты города с моря в Усть-Нарве была построена деревянная крепость. В этот период происходит экономический подъём Усть-Нарвы за счёт активизации Нарвской торговли. В 1579 году крепость была сожжена шведами и в реку вошел шведский флот, блокировав морской путь к Нарве. С 1581 года по 1704 год город находился под контролем Швеции.

Конец XVI века — первая половина XVII века характеризуется упадком Нарвской торговли и, соответственно, экономическим упадком Гунгербурга. В середине XVII века снова произошла активизация торговли с Нарвой и подъём Гунгербурга. В 1646 году в Гунгербурге был создан постоянный лоцманский пункт.

Выход к морю около санатория «Нарва-Йыэсуу»

Маяк

В ходе Северной войны (1700—1721) русские войска возвели в Гунгербурге укрепления и береговые батареи, которые закрыли Нарву от шведского флота. После взятия Нарвы русскими войсками произошло существенное увеличение потока торговых судов через Гунгербург.

В XIX веке значение Нарвы, а вместе с ней и Гунгербурга, как портового узла уменьшилось. Сказалась мелководность устьевой части Наровы. Крупные суда не могли пройти по реке, и из-за песчаного грунта Нарвского залива во время штормов суда срывало с якорных стоянок. Проводившиеся работы по обустройству русла результатов не принесли. В конце XIX века за счёт становления промышленности в Нарве снова увеличился транспортный поток через Гунгербург.

В 1838 году французом Жуссоном в Гунгербурге было построено первое предприятие — лесопильный завод, который прекратил своё существование в 1849 году. Петербургскими купцами Гердау и Лиддерту в Гунгербурге были открыты ещё несколько небольших предприятий по производству уксуса и красок, которые вскоре тоже прекратили своё существование.

С 1872 года Гунгербург начинает развиваться как дачный посёлок и курорт. В посёлок устремилась знать Петербурга,Москвы, Костромы и Ярославля. Активно развивалось дачное строительство. В 1882 году был построен кургауз, который сгорел в 1910 году. В 1876 году была построена первая водолечебница, в 1902 году — вторая. В 1909 году был построен санаторий. В начале XX века в Гунгербурге был выделен лесной массив, который позднее стал парком, а в 1912 году был построен новый кургауз, который был спроектирован известным петербургским архитектором М. С. Лялевичем. В те годы было установлено регулярное пароходное сообщение с Петербургом.

В конце XIX—начале XX века на пляже Гунгербурга вошли в моду кабины для купания в морской воде. Купальщиков везли в море в специальных купальнях, которые были приспособлены для купания и переодевания в воде. Сначала эту услугу оказывали с помощью лошадей, в дальнейшем эту услугу стали оказывать мужчины. Услуга была платной, поэтому ею пользовались только состоятельные девушки и женщины.

Во время Великой отечественной войны посёлок был практически полностью разрушен, включая кургауз и портовые сооружения. В 1950-е—60-е годы идёт восстановление курорта, строятся пионерские лагеря, дома отдыха и санатории. Посёлок становится всесоюзной здравницей. Так же развивалась и промышленность — были построены рыбопромышленные и судоремонтные предприятия.

В 1991 году, после провозглашения независимости Эстонии и введения визового режима с Россией, поток туристов резко уменьшился, что сказалось на экономике курорта.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Как доехать до Эстонии

News image

На самолете Estonian Air летает три раза в неделю из Москвы в Таллин (1ч.40мин.),

В Литву поездом: границы

News image

Поезда (в частности N183 которым ехал я) попадая из Литвы в Россию проезжают через кусочек Латвии (со ст. Резекне и Даугавпилс). Последний о/п в России и таможня - Пыталово (заниамет 74-минутную зад...

Прокат автомобилей в Эстонии

News image

Аренду автомобиля проще всего осуществить в больших городах, но при необходимости, и за отдельную плату, автомобиль доставят в любую точку страны. Для аренды необходимы международные водительские пр...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Авторизация

Впечатления!

стоит ли ехать в латвию? ДА СТОИТ!

Тема такая, в июне был в Прибалтике. Ездили молодыми семейными парами. У моей родственники в Риге, хотели летом навестить, а пот...

Рассказ. Автопробег по побережью Лиепая — Вентспилс

Продолжая свои новогодние каникулы, мы отправились из Лиепая вдоль побережья Балтийского моря в сторону Вентспилса. Хочу сразу о...

Рассказ. Отель Юрмала Спа

Всегда читаю отзывы об отеле в который собираюсь поехать, но никогда не писала отзывы. Теперь такой случай предоставился. Хочу п...

Истории и отзывы туристов:

Город забавных памятников

News image

октябрь 2007 В последнее время в европейских городах появилось новое поветрие: ставить на улицах и в парках забавные памятники, как правило, ничему...

Таллинн – о. Муху – о. Сааремаа

News image

август - сентябрь 2006 Стыдно признаться, но до поездки в Таллинн – мы мало знали о самом Таллинне, об Эстонии, лично для меня даже количество букв...

Таллин: Обще-наблюдательное

News image

февраль 2010 Итак, что же произвело на меня сильное впечатление: 1. Многокультурность Эстонии

Курорты Прибалтики:

Силламяэ

News image

Си лламяэ (эст. Sillamäe) — город в Эстонии, один из основных промышленных центров в уезде Ида-Вирумаа.

Талсы

News image

Талсы[1] или Талси (латыш. Talsi) — город (с 1917) в Латвии, в 12 км от железнодорожной станции Стенде. Население на 2008 год составляло 11 395 жите...

Маарду

News image

Ма арду (эст. Maardu) — город в уезде Харьюмаа в северо-центральной части Эстонии на берегу залива Мууга (части Финского залива).

На заметку:

Географическое положение Эстонии

News image

Государство в северо-восточной части Европы, на южном берегу Финского залива Балтийского моря. Граничит с Латвией на юге и Россией на востоке. На се...

Курортное лечение — пакетами

News image

Эстония начала развивать санаторное дело в 1998 году и по сравнению с другими странами Балтии занимается этим наиболее активно: участвует в выставка...

Таможенные правила Эстонии

News image

Ввоз и вывоз местной или иностранной валюты не ограничен. При въезде с территории стран, не входящих в ЕС, суммы свыше 10 000 евро подлежат обязател...