История Нарва-Йыэсуу
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история нарва-йыэсуу

Основан, вероятнее всего, в XIV веке как место рыболовства жителей деревни Кудрукюла. Развитию поселения способствовала активная торговля в Нарве, которая в свою очередь являлась морскими воротами. В начале XVI века в Нарву-Йыэсуу переместился рыбный промысел из Нарвы, о чём упоминается в 1503 году в приказе гермейстера Ливонского ордена Вальтера фон Плеттенберга: «…так как вследствие постройки крепости Ивангорода очень притесняется рыболовство, то оно с настоящего времени должно производиться при устье реки Наровы, в открытом море, и для этой цели на суше должны строиться хижины и домики для высушивания сетей и тенет». Данный приказ является первым упоминанием о Нарва-Йыэсуу. Позднее немцы стали называть посёлок Гунгербургом, в период Ливонской войны он получил русское название Усть-Нарва, которое позднее было вновь заменено немецким, а в 1922 году посёлок был переименован в Нарва-Йыэсуу.

Существует легенда, согласно которой название «Гунгербург» посёлку присвоил Пётр I. В начале Северной войны он осматривал устье реки Наровы с целью сооружения здесь инженерных сооружений. Проголодавшись, он попросил у местных жителей поесть, но они были настолько бедны, что не смогли накормить царя. После чего Пётр I воскликнул: «Гунгербург», что в переводе с немецкого означает «голодный город».

Купальня

В начале Ливонской войны (1558—1583) Нарва была занята русскими войсками, и для защиты города с моря в Усть-Нарве была построена деревянная крепость. В этот период происходит экономический подъём Усть-Нарвы за счёт активизации Нарвской торговли. В 1579 году крепость была сожжена шведами и в реку вошел шведский флот, блокировав морской путь к Нарве. С 1581 года по 1704 год город находился под контролем Швеции.

Конец XVI века — первая половина XVII века характеризуется упадком Нарвской торговли и, соответственно, экономическим упадком Гунгербурга. В середине XVII века снова произошла активизация торговли с Нарвой и подъём Гунгербурга. В 1646 году в Гунгербурге был создан постоянный лоцманский пункт.

Выход к морю около санатория «Нарва-Йыэсуу»

Маяк

В ходе Северной войны (1700—1721) русские войска возвели в Гунгербурге укрепления и береговые батареи, которые закрыли Нарву от шведского флота. После взятия Нарвы русскими войсками произошло существенное увеличение потока торговых судов через Гунгербург.

В XIX веке значение Нарвы, а вместе с ней и Гунгербурга, как портового узла уменьшилось. Сказалась мелководность устьевой части Наровы. Крупные суда не могли пройти по реке, и из-за песчаного грунта Нарвского залива во время штормов суда срывало с якорных стоянок. Проводившиеся работы по обустройству русла результатов не принесли. В конце XIX века за счёт становления промышленности в Нарве снова увеличился транспортный поток через Гунгербург.

В 1838 году французом Жуссоном в Гунгербурге было построено первое предприятие — лесопильный завод, который прекратил своё существование в 1849 году. Петербургскими купцами Гердау и Лиддерту в Гунгербурге были открыты ещё несколько небольших предприятий по производству уксуса и красок, которые вскоре тоже прекратили своё существование.

С 1872 года Гунгербург начинает развиваться как дачный посёлок и курорт. В посёлок устремилась знать Петербурга,Москвы, Костромы и Ярославля. Активно развивалось дачное строительство. В 1882 году был построен кургауз, который сгорел в 1910 году. В 1876 году была построена первая водолечебница, в 1902 году — вторая. В 1909 году был построен санаторий. В начале XX века в Гунгербурге был выделен лесной массив, который позднее стал парком, а в 1912 году был построен новый кургауз, который был спроектирован известным петербургским архитектором М. С. Лялевичем. В те годы было установлено регулярное пароходное сообщение с Петербургом.

В конце XIX—начале XX века на пляже Гунгербурга вошли в моду кабины для купания в морской воде. Купальщиков везли в море в специальных купальнях, которые были приспособлены для купания и переодевания в воде. Сначала эту услугу оказывали с помощью лошадей, в дальнейшем эту услугу стали оказывать мужчины. Услуга была платной, поэтому ею пользовались только состоятельные девушки и женщины.

Во время Великой отечественной войны посёлок был практически полностью разрушен, включая кургауз и портовые сооружения. В 1950-е—60-е годы идёт восстановление курорта, строятся пионерские лагеря, дома отдыха и санатории. Посёлок становится всесоюзной здравницей. Так же развивалась и промышленность — были построены рыбопромышленные и судоремонтные предприятия.

В 1991 году, после провозглашения независимости Эстонии и введения визового режима с Россией, поток туристов резко уменьшился, что сказалось на экономике курорта.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Эстония: у русских царей был неплохой вкус

News image

Эстония - довольно провинциальное европейское государство. Совсем уже не восточное, но пока еще и не вполне западное. Нам она казалась почти Скандинавией, а европейцы в массе своей до сих пор считаю...

Авиаперевозки по Латвии

News image

В силу небольших размеров страны внутреннее авиасообщение в Латвии развито слабо. В настоящее время существует лишь один маршрут - Рига - Лиепая, выполняемый авиакомпанией Air Baltic

Средневековье по-эстонски

News image

До сих пор отношусь к заграничным поездкам как к полетам на Луну: жду приключений, открытий и никогда ничего не загадываю заранее. Но перед поездкой в Таллин я все-таки задумалась. А заграница ли эт...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Авторизация

Впечатления!

Прибалтийские столицы

Посмотреть прибалтийские столицы хотелось самостоятельно и с наименьшими затратами. Поэтому три города были разделены на две пое...

Новая волна-2007

Поехала я в этом году отдохнуть на море и заодно конкурс посмотреть.

Рассказ. Праздник улицы Карлинес

В Вентспилсе, городе на Венте, летом скучать некогда. Каждые выходные проходят интересные мероприятия. В последнюю субботу авгус...

Истории и отзывы туристов:

Путешествие с Урала в Эстонию и Швецию

News image

октябрь 2002 Введение Года 2 назад до меня дошла полезная информация о том, что из Санкт-Петербурга организуются достаточно недорогие туры по Скан...

Друскининкай, август-2009

News image

август 2009 Литву любим и бываем в ней часто. Визы получить просто и недорого. Просто - это эначит указываешь фамилию, адрес и телефон человека, ку...

Новогодняя Рига

News image

январь 2008 Рига давно манила к себе очарованием своей многовековой красоты, ганзейскими улочками старого города, лютеранскими церквями и церквушка...

Курорты Прибалтики:

Зилупе

News image

Зи лупе (латыш. Zilupe, также русск. Розеново, латг. Sīnuoja) — город в Зилупском крае Латвии

Салдус

News image

Са лдус (латыш. Saldus) — город в Латвии. Количество жителей — 12637, площадь — 1010 га, плотность населения — 125 чел./км²

Алитус

News image

Али тус (лит. Alytus, польск. Olita, русск. Олита) — город на юге Литвы, административный центр Алитусского уезда и Алитусского района; шестой в Лит...

На заметку:

Прокат автомобилей в Эстонии

News image

Аренду автомобиля проще всего осуществить в больших городах, но при необходимости, и за отдельную плату, автомобиль доставят в любую точку страны. Д...

Шоппинг в Латвии

News image

Что привезти: изделия из дерева, керамики и янтаря, знаменитый рижский бальзам Melnais Balzams, шоколадные конфеты известной кондитерской фабрики La...

Найди для себя Вирумаа

News image

Вирумаа 1. Нарва История города - пестра, датирована многими завоеваниями. В 13 веке построили датчане на западном берегу реки крепость. Права гор...