Никола й Ону фриевич Ло сский (6 декабря, 1870, Креславка, Российская империя — 24 января, 1965, Париж) — выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.
Биография
Родился 24 ноября (6 декабря) 1870 в местечке Креславка Витебской губернии (ныне Краслава в Латвии). Отец — обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, — католичкой. Исключен из Петербургского университета за пропаганду атеизма. Завершил образование в Берне. Позднее обратился к Богу. Вернувшись в Россию, окончил естественный и историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. С 1916 года профессор Санкт-Петербургского университета. После революции был лишён кафедры за христианское мировоззрение и в 1922 году выслан из России. С 1922 по 1942 г. жил в Праге. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. С 1947 г. после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке с 1950 по 1953 годы в звании профессора. Умер Лосский в Париже 24 января 1965.
Философия
Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.
Онтология В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.
Аксиология
Этика
Эстетика
Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского
Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (реинкарнация). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал: Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…[1]
Главные труды
Сочинения
«Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903; 2-е изд. — 1911),
«Обоснование интуитивизма» (1906),
«Введение в философию». Часть I. «Введение в теорию знания». (1911; 2-е изд. — 1918),
«Мир как органическое целое» (1917),
«Основные вопросы гносеологии» (1919),
«Свобода воли» (1927),
«Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
«Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
«Типы мировоззрений» (1931),
«Диалектический материализм в СССР» (1934),
«Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
«Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
«Эволюция и идеальное бытие»,
«Мистическая интуиция»,
«Бог и всемирное зло» (1941);
«Условия абсолютного добра» (1944),
«Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945),
«История русской философии» (Пер. с англ. — М., 1991). Оригинал на англ. яз.: History of Russian Philosophy. (N.Y., 1951; Лондонское издание — 1952),
«Общедоступное введение в философию». (Франкфурт-на-М., 1956),
«Характер русского народа». (Франхфурт-на-М., 1957),
«Воспоминания — жизнь и философский путь». (Мюнхен, 1968),
«Учение о перевоплощении» (М., 1992),
«Мир как осуществление красоты». Основы эстетики. (М., 1998).
Переводы
К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.
Сочинения
Н. О. Лосский. История русской философии. — М.: Сварог и К, 2000.
Н. О. Лосский. Ценность и Бытие. — М.: АСТ, 2000.
Н. О. Лосский. Воспоминания: Жизнь и философский путь. — М.: Русский путь, 2009.
|