История Кохтла-Ярве
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история кохтла-ярве

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius). Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus), а Сомпа — в 1420 году (Soenpe).

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец — это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности[источник не указан 515 дней] после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Шоппинг в Эстонии

News image

Магазины Магазины работают с 9:00 до 18:00 (некоторые — до 20:00) по будням и с 9:00 до 15:00 (некоторые — до 18.00) по субботам. Супермаркеты и магазины в курортных районах обычно открыты с 10:0...

Эстонцы заработали в Питере

News image

1 апреля генконсульство Эстонии в Санкт-Петербурге, которое с января из-за аварии в системе электроснабжения здания занималось оформлением только срочных виз, наконец-то возобновило работу в полном ...

Страна белой трясогузки

News image

Пожалуй, никакая другая нация в Европе не заботится так о собственной самобытности, как латыши. У них множество национальных символов. Помимо традиционных -- флага, герба и гимна,-- в Латвии есть на...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Рассказ. Аквапарк ЛИВУ в Юрмале

Это огромнейшее строение на берегу Рижского залива. Составляющий некий тропический рай из многочисленных водоемов, бассейнов и р...

Впечатления о Латвии

Как попасть в Латвию? К сожалению, прямых рейсов из Ташкента в Ригу сейчас нет, хотя раньше такие были. Но попасть туда все рав...

Отдых на Видземском взморье, просто и дёшево

В погоне за “натурализмом”. Отдыхать в Юрмале всегда было престижно и модно. Прошло уже 20 лет, как на этот курорт можно было...

Истории и отзывы туристов:

Встреча Нового года в Таллине - декабрь 2000 - январь

News image

Перед Новым Годом возник вопрос - куда ехать (две пары), чтобы не дорого, но приятно отдохнуть, не обременяя заботами о праздничном столе и других н...

10 вещей, которые следует сделать в Таллине

News image

август 2010 Листала как-то туристический журнал и наткнулась там на советы - что необходимо сделать в Таллинне. Поразмыслила и решила написать свои...

Европейская культурная столица

News image

январь 2009 Утром вернулся из Вильнюса, где провел Новогоднюю ночь и еще два дня 2009-го по случаю получения городом статуса Европейской культурной...

Курорты Прибалтики:

История города Добеле

News image

Название города Доблен упоминается в исторических источниках уже с 1254 года, но ещё до этого уже существовала первая, деревянная крепость, которую ...

Вентспилс

News image

Ве нтспилс (бывш. Виндава, латыш. Ventspils, нем. Windau, польск

Тапа (Эстония)

News image

Тапа (эст. Tapa), — город в Эстонии. Крупный железнодорожный узел. Население — 6700 человек

На заметку:

Советы и рекомендации по поездке в Латвию

News image

Электричество Напряжение в сети 220 В., частота 50 Гц. Применяются двухконтактные штепсельные вилки европейского образца.

Визы в Эстонию

News image

Гражданам России и СНГ для въезда на территорию Эстонии требуется виза. Эстония входит в состав стран - участниц Шенгенского соглашения.

Кухня Латвии

News image

Блюда местной кухни достаточно просты на вид, но сытны и очень вкусны. Кулинарные традиции страны вобрали в себя рецепты балтийских народов с элемен...