История Кохтла-Ярве
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история кохтла-ярве

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius). Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus), а Сомпа — в 1420 году (Soenpe).

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец — это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности[источник не указан 515 дней] после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Климат Эстонии

News image

Умеренный, переходный от морского к континентальному: вдоль балтийского побережья – морской, вдали от моря - ближе к умеренно-континентальному. Средняя температура воздуха в январе - 4-7 С, в июле +...

Weekend: Прогулка по кукольному городу

News image

Еще буквально полгода назад россияне со средним достатком выбирались за границу два-три раза в год. Один раз - на море во время отпуска, второй - в недельный экскурсионный тур. Теперь наши соотечест...

Процедурная Прибалтика

News image

Преимущества лечения в прибалтийских странах очевидны. Во-первых, поездка туда не связана с дорогим авиаперелетом - до всех курортов Прибалтики от Москвы или Петербурга легко добраться на поезде или...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Авторизация

Впечатления!

Визовый вопрос

Я нежно болен вспоминаньем детства С.Есенин

Обман потребителя

Я поддалась рекламе банка с предложением оформить вклад и получить от его партнёра Формула Домина купон на проживание со скидкой...

Рассказ. Фортификационные сооружения Лиепае

Проводя Новый 2008 Год в Лиепая несколько дней, была прекрасная возможность исследовать все окрестности. Более всех меня впечатл...

Истории и отзывы туристов:

Литва - сентябрь 2002

News image

сентябрь 2002 Летом на работе, как обычно, аврал за авралом, шеф в отпуск не пускает, поэтому который год приходится отдыхать в начале сентября. Но...

Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Серг

News image

Дети, как известно, интересуются разными вещами: кто-то собирает машинки, кто-то читает книги про путешествия, кто-то любит взбираться на высокие ба...

Литва. Вильнюс в августе

News image

август 2003 В Литву попасть теперь непросто. Нужно получить визу в посольстве, забронировать гостиницу. Из Москвы ходят в ночь поезда до Вильнюса и...

Курорты Прибалтики:

Балвы

News image

Ба лвы (также Балви, латыш. Balvi, латг. Bolvi, нем. Bolwen, русск

Литовский курортный городок Паланга

News image

Один из прекрасных морских курортных городов Литвы, Паланга, расположен в западной части Балтийского побережья. Многие его считают литовской тур...

Лиелварде

News image

Лиелварде (латыш. Lielvārde (info)) — город в Видземе, на юго — востоке Латвии. До 1917 года — Ленневарден (нем. Lennewarden)

На заметку:

Куда вас не позовут турагентства

News image

Турция, Испания, Египет, Италия, Греция - туристические агентства настаивают на том, что за пределами этих стран летом нет ничего более важного и пр...

Инфоpмация о стpане - Литовская виза

News image

Литовская виза В СПб на июнь 1998 стоит 20$ (single, не срочно, при наличии приглашения). Срок оформления - 8 дней (в понедельник сдал - во вторник...

Важность использования ортопедических стелек

News image

Человек – это существо прямоходящее и, естественно, на стопы приходится достаточно большая нагрузка, напрямую связанная с весом тела, образом жизни и ...