История Кохтла-Ярве
Прибалтика - Курорты и города Прибалтики

  история кохтла-ярве

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius). Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus), а Сомпа — в 1420 году (Soenpe).

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец — это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности[источник не указан 515 дней] после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Автобусное сообщение в Эстонии

News image

Главные города Эстонии связаны между собой удобным автобусным сообщением. Автобусы экспресс-линий достаточно современные и комфортабельные, расписание выполняется безукоризненно. Автобусы местных ли...

Найди для себя Вирумаа

News image

Вирумаа 1. Нарва История города - пестра, датирована многими завоеваниями. В 13 веке построили датчане на западном берегу реки крепость. Права города Нарва получило в 1345 году

Один день в Паланге

News image

Мы ехали в Палангу со стороны Куршской косы. Небольшой проливчик, оба берега которого можно охватить одним не слишком широкоугольным объективом, – и вот из заповедника с одноэтажными рыбацкими домик...

Реклама*

Карта отелей:

News image News image News image News image
News image News image News image News image

Погода



Авторизация

Впечатления!

Рассказ. Балтийский песочек для коллекции

...Сколь ни терзали нас сомнения из-за июльского аншлага на всем побережье

Визовый вопрос

Я нежно болен вспоминаньем детства С.Есенин

Впечатления о Латвии

Как попасть в Латвию? К сожалению, прямых рейсов из Ташкента в Ригу сейчас нет, хотя раньше такие были. Но попасть туда все рав...

Истории и отзывы туристов:

Только наш пляж

News image

сентябрь 2010 Рядом с Нарвой, там, где река впадает в море, утопает в пряном аромате стройных сосен крошечная Усть-Нарва. Летом здесь людно - все в...

10 вещей, которые следует сделать в Таллине

News image

август 2010 Листала как-то туристический журнал и наткнулась там на советы - что необходимо сделать в Таллинне. Поразмыслила и решила написать свои...

Лето в Паланге

News image

лето 2007 Паланга Люблю отдышаться после рабочего года недельку-другую в Паланге, да вся моя семья тоже любит. Город замечательный, люди мне нра...

Курорты Прибалтики:

История Екабпилса

News image

На месте Екабпилса существовало поселение латгалов, прежде чем здесь в 1237 Ливонским орденом был построен каменный замок. Археологические раскопки ...

Известнейшие прибалтийские города

News image

С наступлением осени поток туристов на Балтийские курорты не сокращается, поскольку и в осеннюю погоду здесь можно провести хорошее время, увидет...

История Балдоне

News image

Название Балдоне появилось ещё в средние века для обозначения слабосероводородного источника, обнаруженного в данной местности немецкими рыцарями, ц...

На заметку:

Как доехать до Литвы

News image

Самолетом Авиакомпания UTAir совершает ежедневные рейсы в Вильнюс из московского аэропотра Внуково (время в пути - 2 часа). По понедельникам, среда...

Банк Эстонии исправил ошибку

News image

В Эстонии изъято из обращения 16 миллионов монет достоинством в одну крону. Половина из них, как сообщила пресс-служба Банка Эстонии, уже переплавле...

Шоппинг в Латвии

News image

Что привезти: изделия из дерева, керамики и янтаря, знаменитый рижский бальзам Melnais Balzams, шоколадные конфеты известной кондитерской фабрики La...